Борьба с собственными страстями или с несправедливым миром?
Испокон веков пророки единобожия несли в этот мир божественное послание: большинство людей от него отвращалось, а те, кто уверовал, задавались вопросами:
- В чём его сакральный смысл?
- Что хочет Создатель от своих творений?
- Ради чего Он одухотворил Своей частицей (Рухулла) миллиарды «глиняных кукол»?
- Какая фундаментальная сверхзадача поставлена Им пред общиной праведников?
На эти вопросы можно дать два ответа: «традиционалистский» и исламский.
«Традиционалистский» ответ
Все, от приверженцев единой Примордиальной Традиции древности до её искажённого эха дней нынешних — нью-эйджа, убеждают нас в том, что Господь желает, дабы уверовавшие в Него преисполнялись Его благодатью, которая зачастую трактуется ими как бесконфликтное существование в ближнем мире, либо как аскетический уход от него в монастыри, леса и пещеры. В обоих случаях нужно становиться на путь духовного просветления, бороться с нафсом (страстями), совершать добрые дела, молиться, каяться, заниматься улучшением общества. Искомому счастью мешает лишь человеческая испорченность, подверженность внушениям со стороны сатанинских сил. Следовательно, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы «излечиться», восстановить то блаженное состояние, в котором пребывал наш первопророк Адам (мир ему) до низвержения в «юдоль человеческую».Данная позиция исключает противление злу насилием — это добро без кулаков, обращённое внутрь, в «храм души», а не в мир, полный тирании и несправедливости. Более того, стремление к справедливости выхолащивается идеей о том, что во всех бедах и напастях всегда повинны простые люди, а не их преступное руководство. «Каждый народ заслуживает своего правителя», — утверждал Фридрих Ницше. Эта идея зиждется на языческом учении о карме, вселенском законе о причинно-следственных связях. Как можно свергать неправедное и падкое на грех правительство, если ты своей неправедной и падкой на грех душонкой его заслуживаешь? Молись за закрытой дверью, ходи за отпущением грехов в церковь, диагностируй и выправляй свою карму, открывай себе третий, четвёртый и пятый глаз на затылке, но не смей менять существующий порядок вещей. Несовершенен не он, а ты!
Самосовершенствование же имеет под собой одну цель — обожение, единение с Божественным Абсолютом, избавление от страданий, и, в конечном счёте, — «простое (или сложное) человеческое счастье» (как в дольном мире, так и в дальнем), то есть личное спасение, личная выгода. Предполагается, что существует некий набор ритуальных действий, при регулярном, искреннем и самозабвенном исполнении которых тварь Божья может достигнуть этого мифического состояния ещё при жизни. При этом есть скрытое подразумевание, что «быть счастливым ещё при жизни» — если не главная установка, то уж точно приоритетная. Хотя в голове каждого верующего тревожным колокольчиком звенит мысль о том, что подлинное счастье, если он его, конечно, заслужит, ждёт его лишь post mortem. А некоторые настолько уверены в своей «достойности» перед Господом (полагая, что они уже одной ногой в райских кущах в обнимку с луноликими гуриями), что перестают вообще заниматься духовным ростом, наивно мня, что они уже достигли всех (ну или почти всех) высот. Такие обычно начинают учить других, становясь гуру, духовными отцами, маститыми шейхами и просветлёнными ламами, а реально — лжепророками и основателями всевозможных сект.
Вера в Бога как инструмент достижения личного счастья и спасения есть результат глубинной настройки на антропоцентризм. Такие «верующие» хоть и признают существование Творца, но при этом считают, что Он, сотворив их, обязуется вымостить им дорогу в рай, огорчаясь всякий раз, когда они с неё сворачивают или топчутся как дураки на месте. Апогеем подобной уверенности является приписываемое Мессии Исе знаменитое библейское изречение:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».Иисус Христос (мир ему), сын Девы Марии, в качестве второй ипостаси Троицы берёт на себя людские грехи, страдает, умирает и воскресает, — и всё на вечную радость смертным. Такова христианская догматика. К слову, более человекоцентристской гуманистической концепции и представить трудно! Она восходит своими корнями к языческой эллинистической мудрости, а не к учению самого Христа. «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», — полагал Протагор, древнегреческий философ и старший софист.
Евангелие от Иоанна, 3:1—16
Дело в том, что перед тем как отвечать на вопрос о цели творения необходимо разобраться в том, что есть сам человек — цель или средство? Подавляющему большинству людей свойственно верить, что всё вращается вокруг них, — не только солнце, но и Божественное провидение.
Исламский ответ
Согласно Исламу, человек — существо служебное, живущее во имя исполнение провиденциального замысла, а не ради удовлетворения собственных нужд и чаяний. А раз человек создан для того, чтобы служить, то он может служить хорошо, либо плохо. Треснувший кувшин можно починить (вразумить, наставить на путь истинный), но если трещина в нём большая, то гончару проще его разбить и вылепить новый:«Аллах ни в чём не нуждается, а вы бедны. Если вы не повинуетесь Ему, то Он заменит вас другим народом, и тот не будет похож на вас».Смысл жизни состоит в том, чтобы оправдать цель креации. А цель проста:
Священный Коран (47:38)
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне».Поклонение Творцу можно трактовать двояко: либо как борьбу со злом мира сего (князем или архонтом коего является, как мы знаем из монотеистических откровений, сам Иблис), либо со своей подвергнутой деформации сущностью. Хадис кудси, переданный имамом Бакиром (мир ему), гласит:
Священный Коран (51:56)
«В откровении, ниспосланном пророку Шуайбу (Иофору), Аллах Великий и Всемогущий сказал: „Я подвергну мучительному наказанию сто тысяч человек твоих соплеменников: сорок тысяч злодеев и шестьдесят тысяч праведников“. Шуайб (мир ему) спросил, обращаясь к Аллаху: „О Господи, хорошо, первые — злодеи, а за что же праведников?“. И Аллах (свят Он и велик) открыл ему: „Они попустительствовали тем, кто творил богопротивные дела, и не разгневались, зная о моём гневе“».Каково это: закатывать глаза в мистическом трансе, зная, что твои братья и сёстры непрестанно гибнут, страдают и нуждаются в твоей помощи по всему земному шару? Чего стоят твои «духовные победы», когда ты спокойно ложишься спать, зная, что в этот самый момент проливаются слёзы и кровь невинных людей? Мораль проста: в мире, где правит бал сатана, — личного счастья быть не может!
Аль-Кафи, т. 5
Восстановление справедливости всегда сопряжено с активной политической деятельностью. Все пророки единобожия «приносили не мир, но меч», сражаясь с властителями своего века: так Авраам (мир ему) выступал против Нимрода, Моисей (мир ему) против Фараона, Иисус (мир ему) против Синедриона и Кесаря, Мухаммад (ﷺ) против Византийской империи и сасанидского огнепоклоннического Ирана. Сегодняшнее «гуманистическое» общество заклеймило бы их как «экстремистов» и «религиозных фанатиков». Как будто репрессивная государственная машина за это время эволюционировала и перестала быть, как верно говорил Владимир Ильич Ленин, «аппаратом насилия в руках господствующего класса»!
Похожие мысли озвучивал и имам Хомейни в своём религиозном и политическим «Завещании»:
«… Или, например, в своей глупой, а иногда очень хитрой и дьявольской пропаганде как бы выступают за святость Ислама, имея в виду, конечно, и другие религии, и говорят о духовных ценностях, исправлении и очищении душ, о том, что религия зовёт к аскетизму и отрешению от всего мирского, что богослужения и обряды, заклинания и молитвы, приближая человека к Всевышнему Господу, отдаляют его от мирской жизни, а политика, государственные и управленческие дела и заботы противоречат этим великим моральным целям и идеалам, ибо политика направлена на переустройство мира, а это противоречит учению и убеждениям Великих Пророков. К сожалению, такая пропаганда подействовала на некоторых религиозных деятелей и правоверных мусульман, не имеющих достаточно познаний в учении Ислама. Они стали рассматривать участие в политике и государственном управлении в качестве греха и нарушения религиозных норм».Преодоление антропоцентризма — первый шаг на пути к подлинному просветлению. Перефразируя слова Уильяма Шекспира: «Весь мир — тюрьма, а люди в нём — заключённые». Убегать из тюрьмы лучше всего в одиночку — меньше шансов на то, что тебя схватят. Таковы упования сторонников идеи «личного спасения». Можно присоединиться к активу и к лагерным «сукам», облегчив себе, таким образом, отбытие срока, как и поступают власть предержащие. А можно поднять восстание и захватить узилище. Последний путь — самый сложный и опасный (даже по сравнению с бегством), но единственно верный. Эту идею в своей книге «Вехи» хорошо сформулировал ведущий идеолог движения «Братья-мусульмане», египетский писатель и литератор Саид Кутб:
«Праведный путь заключается в уничтожении всех тиранов на всей земле, приобщении всех людей к поклонению только Аллаху и избавлении людей от порабощения иными рабами во имя поклонения Господу рабов, причём не путём насильственного обращения в Ислам, а путём предоставления им свободы в отношении вопроса о принятии этой религии после ликвидации господствующих политических систем или путём введения для них обязательного военного налога. Люди заявляют о своём подчинении и лояльности, и полностью свободны в том, входить им в лоно этой религии или нет».
Заключение
Глобальное бытие со всей лестницей миров, включая и тот, в котором мы обретаемся, представляет собой чистое неведение о Едином и Единственном, о Том, кто внеположен всему сущему, и это неведение тотально. Но есть Дух Святой, который по милости Божией ставит этому неведению предел, благодаря чему возникает феномен свидетельствования. Дихотомия бытия и свидетельствующего сознания — это парафраз борьбы взбунтовавшегося сатаны со своим Создателем. Борьбы бессмысленной и, в конечном счёте, обречённой. Священная миссия человека в этом противостоянии заключается в остановке истории по предписанному Богом сценарию, в обрушении бытия как царства фундаментальной лжи. Это математическая задача, архисложное уравнение с множеством неизвестных. Бытие — люциферианская вотчина — замкнутая система, построенная по принципу самодостаточности, питающаяся через вампирический механизм социума нашим с вами жизненным временем. Оно бесконечно, но так как само состоит из множества конечностей, то мощь его иллюзорна.Монотеизм и пантеизм выступают не просто в качестве антагонистов — они исключают друг друга, также как безразмерная точка в картезианском раскладе исключает бесконечную протяжённость, в которой она поставлена. Конгломерат этих «точек» представляет собой общину верующих, к которой апеллировали пророки. Это главная и единственная сила, способная подпилить ноги глиняному колоссу проклятого мироздания.
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк Ислама (ﷺ) сказал:
«Мир этот проклят и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что этому способствует, и знающего и приобретающего знания».Также передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, что Пророк Ислама (ﷺ) сказал:Ат-Тирмизи
«Если бы мир этот для Аллаха был равен хотя бы комариному крылу, то Он не дал бы неверному сделать и глотка воды».«Рай на земле» невозможен, а Новая Земля и Новое Небо возможны лишь после второго пришествия Исы бин Марьям и явления ожидаемого Махди. Наша задача состоит в создании подходящих политических условий для их прихода, разжигании пожара перманентной революции и свержении власти по всему миру до часа икс, поскольку никакая власть в этом мире не может быть легитимной, кроме власти, которую установит сам Бог через ведомого им имама в конце времён. Мы же должны перекраивать этот мир по тем «курсам кройки и шитья», что даны нам в Откровении. Ну а если вас этот мир устраивает, и вы не хотите его менять, то зачем вам мир лучший? Зачем вам рай?
Ат-Тирмизи
Рустам Хайдаров
Комментариев нет:
Отправить комментарий