"Кругозора" в России Павел Люзаков, завершил свой репортаж с "Марша миллионов" таким размышлением: "...А вообще марш поддержали более 50 городов России. Люди выходят на площадь, но власть их не слышит и не слушает. Власть бросает против них ОМОН, избивает, задерживает, судит, на особо активных заводит уголовные дела. Сидят в тюрьме девушки из группы Pussy Riot, готовится большой политический процесс по "Болотному делу", все понимают, что никакого диалога с этой властью уже не получится, а что делать? Что делать? И как?".
Многих, жаждущих видеть Россию обновлённой - где жизнь для большинства населения комфртна и материально, и морально - эти вопросы волновали и продолжают волновать. Думается, известный российский политолог, публицист и общественный деятель даёт ниже вполне конкретные ответы. Читайте.
I.
Требуя отставки нелегитимного "президента" и роспуска нелегитимного "парламента" , оппозиция, чтобы получить решающую поддержку, обязана представить обществу убедительный план переходного периода от дня 1 до выборов законных органов власти. Именно развернутый во времени сценарий политического переустройства , а не просто картину "желаемого будущего".
Не симпатии к власти (с ней уже давно всем всё ясно), а страх перед неизвестностью, перед прыжком в бездну хаоса и безвластия удерживает от перехода на сторону оппозиции миллионы её потенциальных сторонников по всей стране и парализует волю номенклатурных крыс, готовых покинуть путинскую галеру.
Переходный период должен стать ювелирной операцией по демонтажу криминального режима с одновременным сохранением символов преемственности российской государственности.
Подобная трансформация неизбежно влечет серьезные риски. Необходимость её диктуется, однако, тем обстоятельством , что пролонгация существующего режима ведет уже не к рискам, а к неизбежной системной катастрофе.
Итак, предположим, что в определенный момент под давлением протестного движения и в результате раскола "элит" г-н Путин будет вынужден покинуть российскую политическую сцену. Кому перейдет власть в стране?
По действующей конституции премьер-министр становится и.о. президента. Ни Медведев, ни любой другой член путинской бригады, волей судеб оказавшийся на посту премьера в час падения режима, не может, разумеется, быть допущен к власти. Иначе это будет не мирная антикриминальная революция, а дворцовый переворот в пользу одного из криминальных кланов.
Следовательно, уходящий "президент" перед своей отставкой подписывает указ об освобождении от должности премьер-министра и представляет в Думу новую кандидатуру, предложенную протестным движением.
На наш взгляд, новым премьером и, следовательно, и.о. президента на переходный период, должен стать авторитетный ученый-правовед, не связанный с режимом и не претендующий на политическую роль после окончания переходного периода. Такая фигура может быть согласована на Форуме Свободной России.
Дума немедленно утвердит эту кандидатуру. В новой политической конфигурации (отставка альфа-самца ) гамма-самцы, как показывает опыт падения авторитарных режимов, будут на всё согласные. Возникает соблазн использовать и далее этот послушный и пластичный инструмент для принятия новой Конституции и необходимого пакета избирательного законодательства.
Этот привлекательный , на первый взгляд, вариант должен быть, однако, отвергнут. На конституционных основах будущей демократической России не должна лежать тень нелегитимного взбесившегося принтера. Утвердив кандидатуру премьера, Дума дружно самораспускается.
Следующая развилка - принятие новой Конституции либо Учредительным Собранием, либо всенародным референдумом. Вариант с выборами Учредительного ( Конституционного ) Собрания удлиняет вдвое потенциально неустойчивый переходный период. Конституцию ( и ряд других законодательных актов о выборах) предпочтительней выносить на референдум, а их широкое обсуждение на Форуме Свободной России и в профессиональном сообществе вести уже сейчас.
В день 1 согласованный проект должен лежать на столе, тем более , что в обществе существует достаточно широкий консенсус относительно характера изменения Конституции.
Задача протестного движения в сфере политического переустройства заключается не в том, чтобы заменить плохого царя Путина на хорошего царя N., а в том, чтобы упразднить , наконец, в России должность царя. Властные полномочия Президента должны быть значительно сокращены по сравнению с действующей монархической, по сути, Конституцией.
Президент остается символом единства страны, гарантом конституционных прав граждан и главнокомандующим вооруженных сил. Председатель Правительства и ключевые члены кабинета назначаются и освобождаются от своих постов парламентом.
Половина депутатов Думы избираются по партийным спискам, половина в одномандатных округах. Члены Совета Федерации и губернаторы выбираются прямым голосованием жителей регионов.
Завершается переходный период избранием по новому законодательству Президента и депутатов двухпалатного парламента.
Итак, основная цель переходного периода - политическое переустройство России и создание законных органов власти. Что не означает, однако, что переходное правительство и Форум Свободной России не должны высказывать своей позиции по сущностным экономическим и социальным вопросам, волнующим общество, оставляя даже их обсуждение до появления избранных органов власти.
В 1917 году Временное правительство совершило подобную ошибку, намеренно отстраняясь от ключевых проблем того времени - Мира и Земли - до выборов в Учредительное собрание. Нашлись силы , которые перехватили эту повестку дня. Результаты хорошо известны, и по миру, и по земле, и по учредительному собранию.
Сегодня таким центральным вопросом является статус собственности, сформировавшейся в стране за последние двадцать с лишним лет. У протестного движения и у переходного правительства должна быть ясно выраженная позиция по этому вопросу.
II.
Переходный период даст стране легитимные органы законодательной и исполнительной власти. С какими первоочередными задачами придется столкнуться новорожденной демократической власти?
Достаточно распространена точка зрения, полагающая, что за последние двадцать лет в России успешно построена рыночная экономика, но, к сожалению, пока недостаточное внимание уделялось созданию демократических институтов. А вот теперь хорошо бы этот пробел восполнить.
Если это действительно так, то новые власти, а с ними и всю страну, получившую после окончания переходного периода и рыночную экономику и демократию в одном флаконе, ждет безмятежное будущее, над которым не стоит даже и ломать голову.
Однако согласиться с таким пониманием итогов посткоммунистического двадцатилетия категорически невозможно. Сегодняшняя авторитарная, манипулятивная, выхолощенная политическая система - не какой-то досадный диссонанс с развитой рыночной конкурентной системой, а абсолютно органичная и функционально единственно возможная политическая надстройка сформировавшейся в стране экономической модели - криминального общака правящей "элиты".
Узкая группа богатейших чиновников-бизнесменов, которым в течение последних двадцати лет принадлежит реальная политическая и экономическая власть в России, несмотря на крайне плачевные для страны результаты своей деятельности все еще убеждена в своем священном праве и в своей исторической миссии оставаться и впредь несменяемой и неизбираемой кастой и требует продолжения банкета.
Экономика России не развивается не потому, что пенсионный возраст еще не поднят выше средней продолжительности жизни, а некоторые школьники еще позорно изучают математику бесплатно.
И даже не потому, что для "национального лидера" построено 26 дворцов, а капитализация только самых известных созданных им лично нагло и бесстыдно на глазах всей страны общаков - Абрамовича, Гангрены, Косого и Ротенбергов - составляет более сотни миллиардов долларов.
Она безнадежно стагнирует, обрекая страну на вырождение, а народ на вымирание потому, что не может быть никаких творческих импульсов в мертвой среде, созданной реформаторами, где вся вертикаль от нацлидера до участкового полицая набухла воровскими общаками, закупорившими все социальные лифты, и где собственность обусловлена лояльностью феодальному сюзерену. Нет сегодня у страны более острой и неотложной чисто экономической проблемы, чем избавление ее от захватившей в ней государственную власть мафии воров в законе Иначе не выжить.
Абрамовичи, фридманы, дерипаски, потанины, прохоровы, тимченки, чемезовы, ротенберги, ковальчуки никакие не бизнесмены в классическом смысле этого слова и никогда ими не были. По своей ролевой макроэкономической функции, по характеру своей деятельности они - назначенные высшим руководством страны государственные чиновники, контролирующие бюджетные потоки и перераспределяющие сырьевую ренту. Эти фактические чиновники и виртуальные бизнесмены получили возможность со- вершенно легально отчуждать в возглавляемые ими и, как прави- ло, хранящиеся за рубежом общаки огромную долю национально- го богатства.
Приватизировавшие государство номенклатурные воры в законе освобождены от ответственности частного собственника. Их "компании" никогда не разорятся, не обанкротятся,как бы невероятно высок ни был уровень потребления их владельцев и бенефициариев и как бы низок ни был уровень эффективности их управления. К ним удивительно подходит чеканная формула, рожденная по другому поводу 67 лет назад - преступники, овладевшие целым государством и самое государство сделавшие орудием своих преступлений.
Номенклатурная пуповина, связавшая в конце 80-х - начале 90-х новорожденный российский капитализм с властью, не только осталась неперерезанной, но и выросла в огромную ненасытную кишку. В нее провалились за двадцать лет и залоговые аукционы , и пирамида ГКО , и госкорпорации друзей, и империи тимченок, абрамовичей, ковальчуков, шоломовых, ротенбергов. Континуальность этой приватизации страшна не столько даже вопиющей социальной несправедливостью, сколько прежде всего неэффективностью такой феодально-бюрократической формы "собственности", ее абсолютной нерыночностью.
Путь "собственника" к успеху в путинской России лежит не через эффективное производство и успешную конкуренцию, а через близость или прямую принадлежность к "властной вертикали", через эксплуатацию своего административного ресурса - маленького или совсем не маленького куска государства - и через абсолютную лояльность правящей бригаде и ее пахану. Вина российских "реформаторов" вовсе не в том, что двадцать лет назад они не тем и не так раздали собственность. В начальной точке траектории это было почти неизбежно (коммунистическая номенклатура уже сама её разобрала напрямую или через своих назначенцев) и в конце концов даже не так уж существенно.
Беда в том, что они так и не создали и даже не попытались создать базовые инструменты конкурентной рыночной экономики и прежде всего цивилизованный институт частной собственности, отделенной от административного ресурса власти.
В результате родился мутант континуальной номенклатурной приватизации forever, пожирающий страну и лишающий ее всякой исторической перспективы. О какой рыночной экономике может идти речь, когда отсутствует ее фундаментальный институт - частная собственность? Наши "реформаторы" прекрасно знают, и не только как академические исследователи, но и как практикующие собственники, что любая частная собственность в России - от нефтяной компании до продуктового ларька - условна и даруется и изымается в жестком соответствии с приобретением или потерей условным владельцем административного ресурса.
Такая система может при заоблачных ценах на нефть достаточно долго стагнировать, но никакое содержательное развитие и никакие инновации в ней невозможны в принципе. Построение конкурентной рыночной системы на месте воровского общака путинской бригады без обрушения хозяйственной жизни страны - задача не менее, а более сложная, чем восстановление политической конкуренции. Её последовательное решение потребует принятия новым парламентом ряда законодательных актов , затрагивающих материальные интересы сотен тысяч, если не миллионов людей.
В отличие от более или менее консенсусной программы политического переустройства задача легитимизации собственности вызовет жаркие споры в обществе - от "всё отнять и поделить" до "оставить всё как есть". Кстати, обе программы мало чем отличаются друг от друга. Отставить всё как есть означает продолжать всё отнимать и делить между своими. Наши "либеральные реформаторы" ( шуваловы, дворковичи ) идеологически те же шариковы, только гораздо более циничные.
На самом деле обществу предстоит решить два разных вопроса - а) как остановить непрерывное двадцатилетнее разграбление страны ( перерезать номенклатурную кишку, соединяющую власть и бизнес одних и тех же людей) и б) что делать с уже награбленным.
Ключевое экономическое значение имеет первый вопрос и он в определенной степени решается уже в переходный период средствами политического переустройства, т.е. восстановлением государства в его истинном смысле. Второй вопрос менее важен чисто экономически , носит скорее политический и нравственный характер , но, безусловно, он будет волновать массовое сознание гораздо больше.
Представляется , что решение его будет во многом зависеть от личностного поведения самих бенефициариев последнего двадцатилетия сегодня и в самое ближайшее время. Сохранение ими значительной части приобретенного и перспективы легально играть по правилам конкурентной рыночной экономики в обмен на их активное и эффективное содействие капитуляции преступного режима ( частью которого они являлись ) стало бы наиболее прагматичным сценарием Российской мирной ненасильственной антикриминальной революции. Эта опция пока ещё для них cохраняется.
* * *
20-21 октября cостоятся выборы КС - штаба мирной антикриминальной революцииhttp://www.cvk2012.org . Одной из важнейших его задач будет разработка детального плана переходного периода от Паханата к Республике. Всех моих читателей и сторонников прошу проголосовать за следующих кандидатов :
Дениса Билунова Сергея Гуляева Андрея Илларионова Владимира Кара-мурзу Гарри Каспарова Надежду Митюшкину Бориса Немцова Валерия Отставных Михаила Шнейдера (общегражданский список)
Ивана Тютрина Александра Рыклина Петра Царькова Павла Шелкова (либеральная курия )
Комментариев нет:
Отправить комментарий