Глава Национальной организации русских мусульман ХАРУН СИДОРОВ: «Кремль будет закатывать татарскую исламскую умму в рамки однородной «новой исторической общности». Последствия этого не заставят себя долго ждать»http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1902 | |||
"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете усиление официальной пропаганды в России, которая утверждает, что в Татарстане "разрастается ваххабитская угроза"? Харун Сидоров: Зимой-весной этого года, когда мусульманская общественность России обсуждала свои надежды и тревоги в связи с грядущим переизбранием Путина на третий срок, я написал для Вашего Портала статью "Чего ожидать мусульманам России после второго пришествия Путина". В ней мне удалось верно предсказать, что исламская жизнь в России попадет под каток сталинизирующегося на глазах государства, и описать, по каким направлениям этот каток пойдет в первую очередь. Но я оказался прав не потому, что обладаю экстрасенсорными способностями, а потому что мне очевидна историческая логика развития путинизма в контексте метаморфоз самого российского государства и общества. В ходе своих размышлений над этим, я пришел к выводу, что в России установился режим, который является больше, чем просто путинским. Путин - это просто винтик в системе, причем, при необходимости легко сменяемый. В России на глазах утверждается завершенный социально-политический строй, который я называю Нео-Совком или Кап-Совком, то есть периферийный колониальный капитализм по сути, опирающийся при этом на инерцию советской модели развития и в той части, в которой это ей не противоречит, российско-имперской. Так вот, непременной чертой Совка является такое качество как социальная однородность. Но так как мы все-таки имеем дикий капитализм с огромным имущественным расслоением, для НеоСовка эта однородность понимается как идеологическая. Грубо говоря, неважно, едешь ты на "Ладе-Калине" или на "Бентли", важно, чтобы на антенне у тебя при этом висела георгиевская ленточка. И совершенно очевидно, что мусульманские общины в целом и в особенности регионы, где исламский фактор укоренен наиболее сильно, не вписываются в эту однородность. Поэтому следует ожидать, что мы будем свидетелями еще не одной кампании по борьбе с "ваххабизмом" или "исламским фундаментализмом" как "нео-басмачеством", стоящим на пути утверждения неосталинизма. Однако поводом для этих разговоров была вполне реальная операция по нейтрализации боевиков в Казани, что многими оценивается как симптом перекидывания "ваххабитской" диверсионной активности с Кавказа на Поволжье. Дело в том, что я последовательный сторонник того, чтобы не впадать в одну из двух крайностей: с одной стороны, конспирологизации всего и вся, с другой стороны, наивных упрощений. Мы знаем, что есть места, где салафитско-джихадистское боевое подполье действительно есть, и у него есть лидеры, идеология, информационные, кадровые ресурсы и так далее. И есть некий почерк, позволяющий судить о реальности и серьезности всего этого, в связи с чем я не сторонник отрицать очевидное и сваливать его активность на какие-то внешние силы. Так для меня выглядит ситуация на Кавказе. В Татарстане она принципиально отличается. Человек, который называл себя "амиром Мухамедом" и который взял на себя ответственность за очень мутные убийства и покушения летом этого года в Казани, изначально вызывал серьезные вопросы у тех, кто знаком с реальным почерком реального кавказского подполья. Последующее видео его похорон и известие о его смерти от малярии только усилили эту гротескность и убедили многих наблюдателей в фарсовом характере этого "поплавка". Абсолютно не ясна ситуация "спецоперации" в Казани - кто там кого блокировал, кого и зачем уничтожили, никто не знает - у нас есть только официальная версия этого от силовиков, которым мусульмане уже давно не склонны доверять. - Вы хотите сказать, что в действительности в Татарстане отсутствуют сторонники радикальных идей и методов и почва для вооруженного подполья? - Их наличие было не секретом уже давно, как и то, в каком направлении предпочитали двигаться сторонники этих методов и идей - Афганистан, Вазиристан, где из переселенцев из Поволжья возник боевой джамаат "Булгар". Вот там существуют действительно серьезные и люди, и структуры, укомплектованные преимущественно татарами. В принципе, давно не только было известно о наличии такого канала для выхода татарских радикалов, но у многих экспертов существовало понимание, что этот канал специально не пресекается соответствующими российскими структурами, потому что тихо-мирно позволяет выводить за границы России определенный контингент, консервация которого на ее территории чревата проблемами. Что касается распространения салафии как таковой в Поволжье, то ее спецификой до самого последнего времени являлся ее умеренный характер, возможно, обусловленный как спокойным менталитетом самих татар как северного народа, так и отсутствием долгое время репрессий против тех, кто не выходил за рамки российского закона. Такая модель развития салафитского призыва по умеренному сценарию при наличии канала вывода радикалов за пределы России, на мой взгляд, была оптимальной, с точки зрения геополитических интересов России. Другое дело, что эта модель предполагала определенную самостоятельность Татарстана и необходимость считаться с его национальной и религиозной спецификой. А это как раз не вписывается в логику развития НеоСовка, требующего унификации всех регионов. Кстати, с этой же точки зрения, вслед за кампанией борьбы с ваххабизмом в Татарстане с высокой вероятностью можно ожидать аналогичную кампанию в Чечне. Правда, там обвинить Кадырова в потворстве ваххабизму будет сложнее, поэтому, скорее всего, это будет что-то вроде борьбы за светскость и соблюдение российских законов в полном объеме. - Насколько, на Ваш взгляд, значительно влияние кавказского фактора, в частности, религиозных переселенцев из Кавказа на радикализацию салафитского сообщества Татарстана? - Вообще, вся проблема конкуренции между салафизмом и традиционным исламом в Татарстане изначально была и остается в том, что если, что такое первое, прекрасно понятно, то определить, что такое второе, крайне сложно, если возможно вообще. Одни хотят видеть "татарский традиционный ислам" как постсоветский "народный ислам", где, когда пьют водку, закусывают не свининой, а говядиной, другие пытались под этим соусом протолкнуть свое понимание джаддидизма в виде "евроислама", при котором не надо делать даже намаз, третьи поднимают на щит ханафитский мазхаб, но если смотреть на его позицию по политическим вопросам, самым ярым поборникам ханафизма придется очень быстро отмежеваться от него. И вот в это размытое пространство, как нож в масло стали входить идейно-выстроенные салафиты - как татары, так и выходцы из кавказского салафитского ареала, где эта идеология уже прошла кристаллизацию. Борьба с этим силовыми методами, очевидно, обречена на провал и чревата только взрывом религиозной ситуации в Татарстане. Разрушая хрупкую модель сосуществования размытого татарского ислама с татарским же умеренным салафизмом, она не может предложить ничего, кроме экспорта в Татарстан практики "контртеррористических операций", провокаций, эскадронов смерти, зачисток и т.д. Что касается распространения кавказского влияния, то Москва здесь стала жертвой своей же политики русификации, потому что кавказское влияние на татарский ислам - это, прежде всего, влияние русскоязычное - в закрытой, этнически ориентированной, татароязычной среде шансов у него нет. Однако именно с национально-культурным возрождением татар, способным задать такой тренд в их исламской среде, Москва и борется все эти годы. А в итоге получается, что борьба с татарским национализмом с унитаристских и русификаторских позиций оборачивается торжеством русскоязычного нигилистического интернационала. И учитывая логику становления НеоСовка, требующую большей однородности, можно предположить, что эти настроения, в том числе как форма сопротивления НеоСовку в мусульманской среде, будут только расти. - Что этому можно противопоставить? - Если бы я был на месте кремлевских аналитиков и если бы они вообще существовали у Кремля по исламскому направлению, мысля с их позиций, я бы сказал, что неизбежно придется выбирать из двух зол меньшее. Смотря на вещи реалистически, единственным заслоном расползанию нигилистического интернационала на Татарстан может быть сильный татарский национализм, ищущий собственную исламскую модель и защищающий свое пространство от агрессивного проникновения чужаков. Для татар здесь, на мой взгляд, наиболее продуктивным мог бы быть турецкий, достаточно социально ориентированный и благотворный опыт, однако, репрессии, которые в последние несколько лет обрушились в России на турецких авторов и организации, показывают, что именно этого влияния российские силовые структуры не хотят видеть в первую очередь. Поэтому мой прогноз заключается в том, что Кремль будет пытаться все более активно, силовыми методами закатывать татарскую исламскую умму и Татарстан в целом в рамки однородной "новой исторической общности людей" - "российской нации". Думаю, последствия этого в среднесрочной перспективе не заставят себя долго ждать. Беседовал Александр Солдатов, "Портал-Credo.Ru" |
НОВОСТИ, МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ О СОБЫТИЯХ В СТРАНЕ И МИРЕ
Координационный Совет российской оппозиции
http://www.kso-russia.org/Каспаров.Ru
Эхо России
Алексей Навальный
Meduza.io
Радио Свобода
ТАТАРЫ - Информационное издание Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ)
Башкирское общественное движение "Кук буре"
Новости
НДП "ВАТАН"
Партия ЯБЛОКО
Эхо России
Собеседник.ру
Горячие интервью | Эхо Москвы
Новости - Новая Газета
вторник, 30 октября 2012 г.
Глава Национальной организации русских мусульман ХАРУН СИДОРОВ: «Кремль будет закатывать татарскую исламскую умму в рамки однородной «новой исторической общности». Последствия этого не заставят себя долго ждать»
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий