МАНИФЕСТ СВОБОДНОЙ РОССИИ

НОВОСТИ, МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ О СОБЫТИЯХ В СТРАНЕ И МИРЕ


Координационный Совет российской оппозиции

http://www.kso-russia.org/

Каспаров.Ru

Эхо России

Алексей Навальный

Радио Свобода

ТАТАРЫ - Информационное издание Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ)

Башкирское общественное движение "Кук буре"

НДП "ВАТАН"

Партия ЯБЛОКО

Эхо России

Собеседник.ру

Горячие интервью | Эхо Москвы

Новости - Новая Газета

вторник, 23 октября 2012 г.

Хиджабы не заказывали Власть мечтает об избирательной светскости, которая ограничивала бы только ислам

 Хиджабы не заказывали Власть мечтает об избирательной светскости, которая ограничивала бы только ислам 
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2012/10/22_a_4820137.shtml

В одном из сел Ставрополья случился скандал. Директор местной школы запретила ученицам-мусульманкам приходить на уроки в хиджабах, родители обратились в краевой муфтият с жалобами. Через несколько дней о селе с экзотическим названием Кара-Тюбе заговорили в Думе, где депутаты вдруг вспомнили, что школа у нас светская, и дружно потребовали объяснений от министра образования. Тот возразил, что школа хоть и светская, но хиджабы в ней никто носить не запрещал. Однако это робкое возражение потонуло в хоре начальственных голосов – нечего, мол, в государственную школу протаскивать религиозные порядки. К хору присоединился и полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонин, и, страшно подумать, сам президент Путин. Словно каким-то магическим образом мы на миг переместились во Францию, где государство, вооружившись принципом светскости, давно уже запретило в школах мусульманские платки. И это было тем более удивительно, что еще совсем недавно власти наши искореняли этот принцип своими руками. Вспомним эпопею с введением в школах курса основ религиозной культуры. Сколько тогда было произнесено чудесных слов о том, что только религия способна воспитать у школьников истинный патриотизм и могучую нравственность, без которых России вовеки не встать с колен. Предупреждения о том, что школа в нашей поликонфессиональной стране должна заботиться прежде всего о культурной интеграции, а такой курс будет играть диаметрально противоположную роль, были дружно проигнорированы. В виде символического утешения к религиозной культуре добавили светскую этику, и новый предмет стали повсеместно вводить в школах. Еще бы, его изо всех сил лоббировала РПЦ, совершенно очевидно преследуя свои собственные миссионерские цели. Что же из этого вышло? В большинстве российских регионов граждане выбрали для своих чад нейтральный модуль светской этики. То есть продемонстрировали полную религиозную индифферентность. Это, конечно, большой удар для РПЦ, которая уже успела записать в ряды православных чуть ли не 80% населения страны. Но проблемы церкви — это ее проблемы. Сейчас речь о другом. В регионах с мусульманским большинством предпочтение было отдано религиозному модулю, то есть исламу. Таким образом, на Северном Кавказе государственные школы получили хороший шанс со временем превратиться в подготовительные курсы для медресе. Недаром Рамзан Кадыров уже заявляет о том, что в них требуется специальный завуч по религиозному воспитанию. И совсем не удивительно, что в пограничных регионах со смешанным населением вроде Ставрополья школы, вместо того чтобы способствовать культурной интеграции, стали превращаться в рассадники религиозной нетерпимости. Если темпы миграции в стране не пойдут на убыль (а с чего бы им пойти?), то аналогичные проблемы начнут возникать и в других районах. Тут Дума и президент спохватились и вспомнили о светскости. О чем же они думали раньше? Принимая решения по вопросам, связанным с религией, власть с замечательным постоянством совершает одну и ту же ошибку. Она выделяет свои отношения с православием в особую категорию, то есть рассматривает их отдельно от отношений с другими конфессиями и религиями. Поэтому некоторые законы она создает словно из расчета только на РПЦ. Например, принимая решение о курсе основ религиозной культуры в школе, власть явно имела в виду именно эту организацию. Об этом свидетельствовала вся властная риторика — тут и православные истоки русской истории, тут и доминирующая роль православия в отечественной культуре, и многое, многое другое. Стало быть, изучение православия поможет школьникам лучше усвоить историю и культуру своей страны и стать настоящими патриотами. При этом про другие религии наши государственные мужи будто запамятовали. В случае с иудаизмом и буддизмом это было простительно, они у нас на большую роль не претендуют и особых планов на будущее не строят. Но вот про ислам такого не скажешь, он явно на подъеме, и планы у него есть. Но именно этого российские власти и не учли. Особое отношение к православию привело к когнитивному сбою. В результате, получив право проповедовать в школе, ислам распорядился им гораздо лучше православия. От покушения на принцип светскости выиграл он один. Сейчас Кремль в поисках выхода метнулся в противоположную сторону, заговорив на «французском языке». Однако язык этот для него совершенно чужой. Иначе можно было бы вспомнить, что в государственных школах Франции запретили носить не только хиджабы, но и индусские тюрбаны, иудейские кипы и христианские кресты, коли у кого-то возникло желание носить их поверх одежды. Именно это и следует держать в голове, когда рассуждаешь о светском характере образования — он распространяется в равной мере на все религии и конфессии. То, что покушение на принцип светскости дает преимущество не тем религиям, что предпочтительнее, а тем, что поживее, Кремль, кажется, уже понял. Теперь ему остается понять, что светскость способствует культурной интеграции только в том случае, когда религии поставлены в равное положение. Но вместо этого его обитатели, похоже, предаются мечтам об избирательной светскости, которая ограничивала бы только ислам. Идея особых отношений с православием крепко засела им в головы. А пока это так, вряд ли стоит ждать от властей каких-то шагов в сторону реальной светскости. Они по-прежнему будут изыскивать ей всякие суррогаты. Вроде предложения Путина облачить школьников в одинаковую форму. И этим незамысловатым способом снять между ними не только религиозные, но и социальные противоречия. То, что социальные в результате никуда не делись, мы уже проходили. Полагаю, что с религиозными произойдет то же самое. Читать полностью:http://www.gazeta.ru/comments/2012/10/22_a_4820137.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий