После просмотра фильма "ОРДА" я пришел к мысли, что авторы делали акцент в нем на невежественность, тупость и примитивизм завоевателей, а татар старались показать эдакими жестокими изуверами, совершавшими немотивированные убийства русских просто потехи ради. Все ордынцы вымазаны одной черной краской. Ни одного нормального человека. Но ведь и волчица своего волчонка любит. Но ордынцы никого и ничего не любят.
Зато все русские показаны очень набожными, почти святыми, вечно молящимися. Од-на сплошная белая краска. Это говорит о том, что как произведение искусства этот фильм не состоялся. Но как пропагандистская агитка для поднятия русского патриотического духа он вполне сойдет...
Помню, в детстве смотрел много сталинских фильмов об Отечественной войне. Немцы там всегда показывались грубыми, тупыми остолопами, вечно играющими на губной гармошке и жующими шпик из консервных банок. А вот находчивый и умный русский солдат нападал на какой-нибудь немецкий пост и один уничтожал несколько десятков этих тупарей. Мальчишки в кинозале визжали от восторга...
В 80-е годы появился фильм «17 мгновений весны». И там появился умный и обая-тельный гестаповец Мюллер, стали понимать, что немцы уж не такие тупые, раз дошли до Сталинграда. Более того, некоторые внуки тех, кто воевал с фашизмом, сами стали русскими фашистами (скинхедами) и подражают во всем немцам той эпохи.
То есть, я хочу сказать, что на сегодня в своих представлениях о Золотой Орде, вообще о кочевниках, деятели русского искусства руководствуются, как и масса обывателей, при-митивными стереотипами.
Конечно, это – русская правда об Орде, так они ее понимают, и это их право, мы не можем заставить их думать иначе. Нам, просто, надо представить нашу татарскую правду об Орде. Пусть Татарстан создаст фильм, под названием «17 мгновений Орды», где будут созданы образы этаких ордынских умниц и обаяшек типа Мюллера, которым станут под-ражать даже русские мальчишки. Вот это был бы наш ответ Чемберлену.
В чем же была сила ордынцев, как же они смогли завоевать пол-мира, раз они были такими тупыми?
Пришло время развеять мифы о кочевых народах как о невежественных варварах, ко-торые все завоевывали как саранча своей многочисленностью и жестокостью.
Начнем с того, что началом всех начал в человеческой цивилизации считают Шуме-рию. Но язык шумер наполовину тюркский и известно, что шумеры состояли из двух на-родов, один из которых пришел в Междуречье Тигра и Ефрата с северо-востока, то есть, из казахстанских степей.
Возьмем египетских фараонов, все они имели монголоидные черты лица. Рассмотрим финикийцев, якобы семитов, которые первыми изобрели звуковое письмо. Египтяне называли их азиатами и финикийцы на египетских барельефах выглядели более монголоидно, чем сами монголы. Так что начало всех начал лежало где-то в Азии. Азиаты лишь передали свои навыки семитам, африканцам и арийцам.
Последние исследования показывают, что пратюрки изначально не были исключи-тельно кочевым народом. Их изначальный ареал были лесо-степные просторы Южного Урала, предгорья Алтая, Северный и Центральный Казахстан. Климат в 5-ом тысячелетии до н. э. в этих районах не был засушливым как теперь. Тогда тюрки занимались там зем-леделием, скотоводством, а в городах-укреплениях, сделанных из дерева и глины, они занимались металлургией и кузнечным делом.
Учитывая тот факт, что антропологически современные тюрки относятся как к евро-пеоидной , так и к монголоидной расам, возможно, все они генетически не относятся к одному какому-то предку, а эта их общность возникла благодаря общему очень развитому тюркскому языку, культуре и единому государству.
О том, что когда-то тюрки были оседлыми, говорит то, что все основные термины по земледелию, названия сельскохозяйственных культур, орудий труда, названия металлов, слово «город-крепость» (кала), названия многих деревьев имеют чисто тюркское проис-хождение. Тюрки первыми в мире одомашнили лошадь, стали выплавлять медь, бронзу, чугун, железо, булатную сталь. В связи с этим, мне думается, что самоназвание казахов «казак» на тюркском означает «рудокоп», так как в тюркском языке есть глагол «казмак» (копать), отсюда «казак» - «вонзающийся во что-то». Например «гвоздь» по-татарски в некоторых диалектах тоже будет «казак». Отсюда название казахского города Джезказган, что означает «Рудник, где копают медную руду»
Тюрки раньше финикийцев создали руническое звуковое письмо, затем они создали уйгурское письмо, которое подарили монголам во времена Чингисхана.
Все это они совершили благодаря одомашниванию и приручению лошади. Благодаря ей они стали общаться и обмениваться знаниями на громадных территориях как со своими соплеменниками, так и с чужими племенами. Это дало им громадную фору в развитии.
Ведь почему Хомо Сапиенс (Человек разумный), придя в Европу и живя бок о бок с неандертальцами в течение 30 тысяч лет, вышел победителем, а неандертальцы исчезли как вид? Потому что Хомо Сапиенсы все между собой имели связь и обменивались ин-формацией, а неандертальцы жили замкнутыми общинами и не общались между собой на Европейских просторах. Так что, если мы хотим выжить, нам нужно больше общаться, обмениваться передовым опытом друг с другом.
Затем климат в ареале их обитания стал засушливым, сочных трав в одном лишь мес-те, где они проживали, стало не хватать, и тюрки все больше и больше начинают кочевать в поиске хороших трав. Потом и вовсе некоторые народы переходят на чисто кочевой об-раз жизни, особенно летом. Но они имеют и постоянные зимние стоянки.
Так что начало начал всей цивилизации находится в северной Азии.
Что же касается пассионарности, связанной якобы с солнечной активностью, то она мне кажется мало убедительной. Просто родственные племена устают от взаимной враж-ды, войн друг с другом за территории, затем они объединяются вокруг сильного лидера и решают, что надо всю эту энергию направить во вне, на другие народы. В средние века – это было вполне нормально. Все, у кого хватало сил, занимались этим. Кроме жестокой воинской дисциплины у кочевников была система военной демократии. Сословность и племенная иерархия уже не играла прежней роли. Человек оценивался лишь насколько он хорош как воин или администратор. Был великолепный социальный лифт для каждого. Присутствовала и определенная социальная справедливость. У каждого возникала цель-ность натуры, каждый ощущал себя творцом истории, каждый жил в единстве мысли, слова и дела. Вот именно этот дух равных возможностей и ощущения себя творцом своей судьбы и судьбы своего народа делало людей и народы пассионарными. Этим духом про-низаны тюркские эпитафии времен Великого Тюркского Каганата. На мой взгляд, именно этот фактор, а не чисто военный, делал кочевников непобедимыми.
Ведь все старые империи, которые они захватили, были пронизаны сословностью, со-циальной несправедливостью, отсутствием перспективы для простого человека, войска были наемными, аристократия была развращена праздностью и неконтролируемой вла-стью.
Кстати, арабы времен Мухаммеда также испытывали подобный подъем, и каждый араб обладал цельностью натуры. Сам Мухаммед считал, что слова не должны расходить-ся с делами. Дело в том, что главными соперниками в борьбе за души людей у Мухаммеда были доисламские поэты-кахины (своего рода прорицатели). Он говорил о них: «Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят и что они говорят то, чего не делают» (Коран: 26 – 225, 226).
Пассионарность древних греков начального периода также объясняется идеей равенства и справедливости. Все зависело только от самого человека. Нельзя было стать главою полиса-государства по блату или, благодаря богатому папаше. Главой мог стать лишь мужчина, выигравший олимпийские игры в честной борьбе на глазах у всего наро-да.
Кочевники первыми придумали военное ноу-хау следующего характера. Оно нашло свое отражение в татарской поговорке: «Сул кул турый, унг кул урый, урта кул ук ата» («Левый фланг рубится с противником саблями, правый фланг окружает его с тыла, а средняя часть войска обстреливает противника из луков»). Эта стратегия стала возможна благодаря большой маневренности тюркской конницы, и большим открытым пространст-вам, которых не было в Европе. Тевтонские рыцари еще в XIII веке пешим строем тупо ходили в лобовую атаку «свиньей», и это было самым высшим достижением европейского военного ума.
Далее представим вооружение кочевника. Короткие луки кочевников имели даль-ность стрельбы более 275 м. В то время как у европейцев той эпохи лук стрелял на 80 – 100 метров, не более. У каждого всадника было примерно по 60 стрел двух видов: легких, дальнобойных, и стрел с тяжелыми наконечниками для ближнего боя. Всадник также был вооружен саблей, топориком, кинжалом, привязанным к руке, и щитом. Непромокаемая седельная сумка, в которой лежали чистая одежда, рыболовные крючки, леска, котелок и кожаные фляжки, могла быть закрыта и использована при переправах через реки.
В походе рядом с некоторыми всадниками (провиантная служба) скакали еще неболь-шие табуны свободных от воинской службы лошадей, которых использовали для еды в пути. Своего рода движущие с войском живые холодильники с мясом.
Степняки успешно действовали против пехоты. Они могли исчезнуть, как мираж, а могли закрыть ордами горизонт. Лишь в лесу и гористых местностях их умение воевать давало сбои.
Чтобы понять, как функционировали степные государства, возьмем в качестве приме-ра империю Чингисхана и его преемников. Чтобы создать империю и управлять ею, Чин-гисхану было необходимо тесно сплотить исключительно мобильные кланы в единую армию и создать единую систему управления. Старые племенные связи были забыты ради такой политической системы, в которой власть исходила из центра и где каждый знал свое место. Роды были разделены на группы, состоящие из трех уровней и построенные по десятичному принципу: десятки, сотни и тысячи. Ни один род не мог переселиться в другое место без разрешения. Основной целью завоеваний был захват добычи.
Чтобы записывать указы и собирать налоги, у Чингиса были ученые писцы, которые использовали уйгурское письмо для создания монгольской письменности. Связь в госу-дарстве поддерживалась личной 10-тысячной охраной хана. Из этих людей набирались так называемые «всадники-стрелы», из которых состояла конная курьерская служба. Каждый курьер мог покрыть за день до 160 км, меняя лошадей примерно через каждые 40 км. Таким образом какой-нибудь указ хана мог дойти из Пекина до Венгрии за два месяца.
Чингисхан решал проблемы древней межплеменной вражды, существовавшей у мон-голов, пользуясь нормами традиционного права и дополняя их новыми установлениями. «Каждый, кто побежит с поля боя, будет казнен, — постановил Чингис, — за исключени-ем тех случаев, когда проводится общее отступление».
Воровство каралось смертной казнью. Прелюбодеев обоего пола ждала смерть
За богохульство в любой религии и осквернение поступками храмов – также смерть.
В фильме «Орда» Сарай показан как чисто татарский город, а в действительности по составу населения он был интернационален и громаден, своего рода мегаполис средневе-ковья.
Например, русские князья, приезжавшие за ярлыками на княжение, с их приближен-ными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае об-ширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православ-ная епископия. Имелся в Сарае и православный храм. При Берке-хане (1209-66), преемни-ке хана Батыя, государственной религией становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.
Арабский путешественник XIV века Ибн-Батута писал: "Город Сарай-Берке [один] из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполнен-ный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать кругом и узнать объем его. Жили мы в од-ном конце и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полуд-ня... и [все] это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем тринадцать мечетей для соборной службы; одна из них шафийская. Кроме того, еще чрез-вычайно много [других] мечетей. В нем [живут] разные народы, как - то: Монголы это [настоящие] жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане, Кыпчаки, Черкесы, Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый на-род живет в своем участке отдельно; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест живут в [особом] участке, где стена окружает имущество купцов" (Не напоминает ли это вам, дорогие читатели, современную Москву?).
С другой стороны, если по фильму, все татары тупые и дикари, а русские - цивилизо-ванные и такие духовные, то почему тогда вся значимая русская терминология в торговле, в денежных операциях, в военном и административном деле, в сфере градостроительства и даже культуры и языка – тюркского происхождения. Это говорит о том, что у русских до прихода к ним тюрко-татар вообще не было представлений о многих элементарных вещах. Эти вещи и понятия пришли к ним от тюрок.
Например в сфере денег: деньга (от тат. «тэнкэ» - монета), алтын (от тат. «золото»), сумма (от тат. «сум» - название денежной единицы), казна (от тат «хазинэ» - хранилище).
В сфере торговли: базар (по-русски «рынок»), биржа (от тат. «алыш-биреш» - торгов-ля, взаимный обмен), товар (от тат. «мал-туар» - скот), товарищ (от тат. «туар ише» - на-парник, имеющий товар), барыш, барыши (от тат. «барыш» - приход, прибыль).
В военном и административном деле: полк (от тат. «булик» - отдел, отделение), ура! (от тат. «окружай», а также второе значение «бей»), тьма (войска) от тат. («тюмен» - войсковое подразделение из 10000 воинов), казак (от тат. «качак» - «беглец» от помещика), караул (от тат. «карау» - смотреть), лошадь (от тат «алаша ат» - иноходец), конь (от тюркск. «кюн» - крылатый конь, олицетворявший солнце), чисто славянское название лошади – «кляча», сабля (о тат. «саплы» - клинок, насаженный на рукоятку), меч ( от тюркск. «бичу» - резать, «пычак» - нож), щит (от тат. «читэн» - изгородь, заграждение). А также военные термины: улан, есаул. Атака (от тюркск. «атмак» - бросить, броситься), боярин (от тюркск. «буюран» - приказывающий)
В градостроительстве: кремль (от тюркск. «корумлы» - защищенный), хоромы (от тюркск. «курум» - постройка), кирпич (от тюркск. «кер пишу» - разогревание, обжиг грязи или глины), майдан (от тат. «майдан» - площадь), конек (крыши) от тюркск. «кюн» - солнце).
В сфере культуры и языка: Окончания русских фамилий «-ов, -ев, -ин» и названия рус-ских городов на «-ов, -ев» имеют тюркское происхождение. В тюркских языках слова «ов, ев» имеют два значения: 1. дом, поселение; 2. семья. Например, по-тюркски «кый ев» означает «Крайнее или пограничное поселение». Это – современный город Киев. Действительно, он находился на самой западной границе Хазарского каганата.
«Иван ов» означало «семья Ивана, то есть, Иванов», так возникли русские фамилии. Фамилия «Дубин», например, образовалось от рода, который назывался «Дуб», а «ин» - это тюркский аффикс принадлежности, то есть человек , принадлежащий роду «Дуб».
Слово «писать» (от тат. «бизю» - украшать что-либо узорами), книга (от тюркск. «кун-ник» - изделие из листов кожи, на котором писали знаки и буквы), суд (от тюркск. «сюз» - слово, отсюда «судить да рядить, судачить», а также слова «судья, сударь, государь, госу-дарство»), чисто славянский корень для этих понятий – «рядить, речь, изрекать», суть (от тюркск. «сют» - молоко); дело в том, что в древности тюрки словом «сют» означали не молоко, а лишь те сгустки, сливки, то есть, образно говоря, «суть» молока, что оставалась после процеживания, само процеживание называлось «сюзмэ». Отсюда есть выражение «Не лей воду, говори суть».
Слово «слово» (от тюркск. «сюйлэу» - говорить, рассказать»
Слово «бог» от тюркск. «буга, бога» - солнечный бык, которому когда-то поклонялись пратюрки. Слово «алтарь» (от тюркск. «ал тэре» - алый, то есть солнечный крест).
Слова «стакан» и «истукан» (от тюркск. «эчти кан» - выпил кровь; древние тюрки-язычники ставили в лесу столб из дерева или камня и ставили на него в качестве жертво-приношения сосуд с кровью. Этот столб позднее стали называть истуканом, а сосуд с кро-вью, который ставился на него – стаканом.
Думаю, примеров достаточно, чтобы было видно Who is who в истории и кто у кого учился цивилизации.
Думаю, что эта статья хотя бы немного, но разрушит устоявшиеся косные и вредные стереотипы у людей, живущих с нами в одном государстве.
Канд. истор. наук Рафаэль Мухаметдинов
Комментариев нет:
Отправить комментарий