ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ ПРАВОСУДИЯ
28 сентября 2012, 18:11 http://echo.msk.ru/blog/varvarafire/935135-echo/
В ходе юридической конференции, проходившей 2 года назад в Петербурге, я надеялась услышать ответ на этот вопрос. Но шли бесконечные дискуссии, рассуждения о необходимости принятия мер, звучала печальная статистика. И тогда я предложила журналисту «Новой газеты» Леониду Никитинскому: «Давайте не будем подсчитывать количество жертв неправосудной системы! Давайте поможем хотя бы одному конкретному человеку!» (Два года назад я была гораздо наивнее, чем сейчас).
И мы оба ввязались в этот бой с ветряными мельницами. Никитинский в свое время очень много уделил внимания так называемому делу таджикской девочки.
Громкое убийство произошло в Санкт-Петербурге в 2004 году. Путин тогда как раз налаживал отношения с таджикским президентом. А тут вдруг в центре северной столицы зверски убивают ребенка – уроженки Таджикистана. Казалось бы - так некстати! Хотя, что мы, по сути, знаем о путинском пиаре на крови? Путин поднимал брови домиком и разрезал ладонью воздух, Валентина Матвиенко начальственно повышала голос и стучала кулаком по столу. Велено было – достать убийц из-под земли в кратчайший срок! Все это подобострастно транслировали федеральные СМИ, праведные физиономии одиозных журналистов источали возмущение.
Семь потов, наверное, сошло с питерских оперов, пока они откопали Рому Казакова, 14-летнего лопоухого троечника, воровавшего на улице мобильные телефоны, и объявили его главарем фашистской банды, отпетым подонком и головорезом.
Не знаю, что чувствовал трудный подросток Казаков и его товарищи по несчастью, когда серьезные, ухоженные, набриолиненные молодые люди из следственного комитета Санкт-Петербурга уравновешенными голосами проводили дознание и с глубокомысленным видом кивали детскому бессвязному лепету. Но мне во время просмотра оперативных съемок хотелось восклицать: «Ущипните меня!»
Разбираться со всей этой галиматьей, которая уже перестала таковой казаться, и складывалась в зловещую мистическую картину, предстояло коллегии присяжных и судье Татьяне Егоровой. (Не путать с московской судьей Ольгой Егоровой!) Пока родственники несчастных, попавших как кур в ощип подростков, рыдали, умоляли, унижались перед правоохранительными органами, спасение бродило совсем рядом. В убийстве таджикской девочки, а также в ряде других резонансных убийств сознались настоящие фашисты. Экая досада для правоохранителей - они-то уже поторопились отчитаться, что дело раскрыто!
У присяжных, огражденных от всякой информации и имеющих дело только с материалами следствия, порой просто глаза лезли на лоб. Даже на их непросвещенный взгляд, у обвинения не сходились концы с концами.
Рому Казакова все-таки посадили…
Мы держали связь с его бабушкой до самой ее смерти. Мы сделали фильм.
Летом мы показывали этот фильм в Перми на заседании клуба присяжных и на фестивале «Пилорама». Видела его и судья Татьяна Егорова, которая, по понятным мне причинам, не захотела участвовать в обсуждении. Уходя, она сказала, что считает себя правой, хотя фильм ей и понравился. Спустя два часа я встретила ее в вестибюле гостиницы, ее лицо показалось мне заплаканным. Хотя, может, просто показалось?
И вот что я думаю теперь. Помочь одному конкретному человеку безумно трудно. Рассуждать о печальной статистике гораздо проще.
Но все-таки надо помогать. Даже когда уже нет надежды.
Все равно – надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий