Сердюкова подложили под рейтинг Путина
Власть показательно рушит карьеры проворовавшихся чиновников. Но не породившую их систему
Также «под раздачу» правоохранителей попали чиновники Минрегиона, проворовавшиеся на стройках АТЭС. Руководство Минэнергетики уличили в побочной трате бюджетных денег, выделенных на модернизацию энергосистемы страны. После того, как 9 ноября были выявлены хищения 6,5 миллиардов рублей, выделенных на систему ГЛОНАСС, своего поста лишился генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Юрий Урличич. Минздравсоцразвития со «скромной» на этом фоне растратой в 10 миллионов рублей также оказался под пристальным вниманием следственных органов.
Кроме того, в последние дни произошли заметные кадровые перестановки в Росатоме и Росавтодоре.
Череда громких антикоррупционных дел уже дала повод некоторым политологам заявить о «новом курсе Путина», который, якобы, наконец-то решился выжечь каленым железом антикоррупционную скверну из российского госаппарата. Так ли это на самом деле?
- Я думаю, что мы наблюдаем имитацию борьбы с коррупцией, - говорит политолог Павел Салин. – Всегда существовала некая аппаратная борьба, которая сопровождается сбором компромата. На этот процесс сегодня наложилось желание власти поддержать рейтинг Путина, который колеблется. И в отличие от «нулевых» годов является весьма неустойчивым.
До сих пор власть пыталась консолидировать электорат вокруг Путина, предложив некую абстрактную идею, апеллируя к славному прошлому. Сначала это была имперско-православная идея, толчком для формулировки которой послужил процесс над «Пусси райот». Но эта тема не нашла большого понимания у россиян. Мы видим, что в последние два месяца она ушла на периферию информационного поля. Потом была попытка апеллировать к великому советскому прошлому, муссировался некий неосталинский проект новой индустриализации. Под это дело по инициативе власти был сформирован Изборский клуб. На этой площадке должна была быть сформулирована и обнародована некая стратегическая программа для Путина на весь срок его президентства. «Изборцы» грозились представить ее еще в начале ноября. Но до сих – молчание. Видимо, и этот проект признан неэффективным в плане влияния на настроения россиян.
Сейчас власть поняла тот факт, который для многих политтехнологов стал очевиден ещё год-два назад. Например, те, кто работали на Алексея Навального, формировали его образ борца с коррупцией, давно поняли, что у населения сформировался запрос не на какие-то слова и даже не на идеологию. Неважно какой она будет – либеральной или имперско-православной. Электорат, особенно городской, ждет от власти конкретных дел.
Люди озабочены не столько престижем державы, сколько своими повседневными проблемами – состоянием ЖКХ, образования, здравоохранения. Это то, что называется повседневным государством. И основной проблемой для обывателя является коррупция. Везде надо «отстегивать»: в школе, в полиции, в больнице. Поняв, что коррупция волнует обывателя больше всего, власть решила сымитировать борьбу с ней. То, что сейчас происходит – борьба с коррупционерами, а не с коррупцией. Чтобы реально бороться с коррупцией, надо полностью изменить и разрушить систему, которая позволяет брать взятки, давать «откаты» и т.д.
От всех прогремевших в последние дни дел в лучшем случае пострадают отдельные нечистые на руку чиновники. Но система, их породившая, никуда не денется.
Более того, я вообще мало вижу реальных изменений. Просто раньше компромат, который сопровождает любую аппаратную борьбу, клали на столы первых лиц государства. А сейчас его разрешили обнародовать в СМИ. Никаких особо новых сюжетов для тех, кто давно наблюдает за аппаратной борьбой, в том, что сейчас происходит, нет. Тот же Сердюков давно для оборонного лобби как кость в горле. Это лобби в очередной раз собрало на него компромат. Раньше такие сведения носили только Путину, а теперь ещё и в СМИ выплеснули.
Что касается гендиректора «РКС» Урличича, то он больше года воевал с руководителем «Роскосмоса» Поповкиным. Урличич – представитель «старой гвардии». А Поповкин – относительно новый человек в этой системе. Через «РКС» идут огромные деньги, и Поповкин захотел установить над ними контроль. Если помните, весной Урличич даже на месяц уезжал якобы лечиться на месяц, поняв, что тучи над ним сгущаются. Все это сейчас выплеснулось в СМИ, Урличич предсказуемо проиграл. Власть на время, исходя из своих интересов, приоткрыла ширму, за которой идёт аппаратная борьба. Не более того.
«СП»: - Чего таким образом удастся добиться власти?
- Согласно соцопросам, рейтинг Путина немного приподнялся. Правда, это не столько скачок, сколько некоторая коррекция. С недавнего абсолютного минимума в 42 процента рейтинг президента, если верить данным ФОМ, скорректировался до 46 процентов. Это очень далеко от абсолютного максимума, который был в 2007 году – 70 процентов. И даже до марта этого года, когда шла предвыборная накачка, и Путин имел 55 процентов поддержки. Так что не думаю, что нынешняя компания даст какой-то долгосрочный эффект.
«СП»: - Чем объясняется эта коррекция рейтинга Путина?
- Люди действительно поверили, что началась реальная борьба с коррупцией. Им, по большому счёту, наплевать, что происходит в «Роскосмосе», в Минобороны. Они надеются, что взявшись за коррупцию наверху, власть дойдёт и до «земли», будет бороться с рядовыми коррупционерами в ЖКХ, в медицине, в образовании. А этого не произойдёт. И большинство россиян в скором времени будут разочарованы. Через 2-3 месяца люди поймут, что в их жизни изменений к лучшему нет.
«СП»: - Насколько далеко может пойти власть, чтобы убедить народ в серьёзности своих намерений? В СМИ уже поговаривают о том, что на очереди ведомство Чубайса, и что Сердюков довольно скоро окажется на нарах…
- Чубайс считается одним из лидеров аппаратных финансовых групп либералов. Силовики, оборонное лобби имеют на него зуб. В том-то и проблема, что борьба с коррупцией – не цель для власти. Она – инструмент сведения счётов. Поэтому сейчас хотят нанести удар по Чубайсу, который является самой сильной фигурой той либеральной группы, которая ещё сопротивляется, пытается сохранить за собой некоторые ключевые позиции.
Что касается Сердюкова: он стал своего рода ритуальной жертвой. Здесь сочетание объективных и субъективных факторов, связанных с его личной жизнью. Но, думаю, власть вряд ли «сдаст» Чубайса. Путину нужен балансир, который бы уравновешивал чрезмерную экспансию силовиков. А такими балансирами являются как Чубайс, так и Медведев во главе правительства. Задача президента – «разделяй и властвуй». При этом ни одна из сторон не должна одержать абсолютной победы.
Кроме того, у Чубайса серьезные связи на Западе. И если у него начнутся неприятности, они начнутся и у многих представителей российской элиты, у которых счета в западных банках. Так что Чубайс – фигура неприкосновенная.
А что касается Сердюкова – когда нынешний позитивный эффект для рейтинга Путина себя исчерпает, начнется разочарование народа, о котором я говорил, у власти будет не так многопространства для маневра. И очень может быть, что в качестве нового шага в этой компании будет организован какой-то показательный процесс над коррупционерами. И на скамью подсудимых может попасть и Сердюков, и Урличич.
Иной точки зрения придерживается президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
«СП»: - Существует версия, что главной причиной нынешней антикоррупционной компании стало ожидание новой волны кризиса. Денег в российском бюджете мало, и в этой связи решили потрясти наиболее злостных коррупционеров, чтобы вернуть государству миллиарды…
- Наверно, есть какая-то логика в такой гипотезе. Я даже не связывал бы происходящее с новой волной кризиса. Сейчас ситуация в мировой экономике относительно благополучная, цена на нефть высокая, никаких экстремальных явлений не наблюдается. Но при всём этом не хватает средств для российского бюджета. Он фактически «Тришкин кафтан». Даже в абсолютных величинах есть падение расходов по некоторым жизненно важным статьям. Когда экономика не растёт, средств для выполнения социальных программ становится недостаточно даже просто для поддержания нормальной жизни населения. А это значит, что постепенно будет нарастать недовольство в обществе. Нынешняя экономическая политика предполагает постоянное ухудшение жизни большинства россиян.
Что мы имеем? Инфляция, рост тарифов, платность многих ранее бесплатных государственных услуг, попытка государства увеличить налоговое бремя на население и бизнес. В таких условиях власти даже просто из чувства самосохранения необходимо бороться с коррупцией, чтобы хотя бы частично решить задачи, стоящие перед нашим государством.
Наверное, наверху поняли, что если ничего не делать с разнузданным воровством в госаппарате, угроза нависнет над самой властью. И тогда всё недовольство экономической ситуацией будет направлено уже лично на президента России.
«СП»: - Если предположить, что миллиардные хищения, о которым нам сообщают каждый день, будут возвращены государству, это сильно поможет нашему бюджету?
- Поможет. Вот сейчас немного копнули, но уже всплывшие суммы показывают, что значительная часть военного бюджета трансформировалась в 13-комнатные квартиры и прочие радости жизни для чиновников. Причем мы видим, что таких жуликов много. Поражает, что это не какие-то исключительные личности, создатели изощрённых коррупционных схем. Эти людишки, на которых заводятся дела, ничтожны сами по себе. Они просто нагло, тупо разворовывали все подряд, что попадало им в руки. Куда ни ткни – одно и то же. Если коррупция будет хотя бы уменьшена на порядок, мы получим существенную экономию для бюджета.
«СП»: - Вы не думаете, что будет, как уже не раз бывало: вся эта компания окончится пшиком. Кто-то из второстепенных чиновников получит уголовные сроки, и на этом всё и закончится?
- В этот раз несколько иная ситуация, чем прежде. Власти видят, что общество настроено решительно. Об этом говорят и закрытые опросы общественного мнения. И слух с назначением Сердюкова в «Ростехнологии» был, своего рода пробным шаром, чтобы ещё раз замерить градус общественного недовольства. Путин, наверно, понимает, что теперь у него уже нет иного выхода, кроме как довести эту кампанию до логического конца. Если все и теперь уйдет в песок, это серьёзно ухудшит его положение. Поэтому, даже если исходить из логики политического выживания, Путин вынужден будет продолжить борьбу с коррупцией. В противном случае, произойдет массовое разочарование и, как следствие, резкий рост протестных настроений.
Надеюсь, будут возникать всё новые дела против коррупционеров. За последние два с лишним десятка лет в госаппарате образовались касты неприкасаемых. Они распоясались до предела. И вот им теперь пытаются показать, что безнаказанности больше не будет.
Если чиновников будут всерьез наказывать, конфисковывать наворованное имущество, многие призадумаются о том, что надо выходить из коррупционных схем, если не хочешь сесть.
Кстати, во всем этом деле и «список Магнитского» мог сыграть определенную роль, как ни странно. Самый адекватный ответ на этот список – вычистить всех воров из госаппарата. И тогда получится, что американцы своим давлением нам только помогли.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Trend/ Андрей Федоров
Комментариев нет:
Отправить комментарий