Протестное самоубийство как выход из российского тупика
Чувашия: самосожжение как протест
Жители республики Чувашии говорят, что устали от разрухи и черствости властей
Ученые из Чувашской Республики сообщают о возвращении старинной традиции типшар. Понятие происходит от арабского «теббь» — «погибель, пропадь». Чувашский типшар, по данным специалистов, это защита имени и чести ценой собственной жизни. Заявление сделано в связи с попыткой самосожжения в начале февраля на Красной площади Москвы 53-летнего жителя республики, ветерана афганской войны, председателя организации «Ветераны боевых действий «Боевое содружество» Василия Поклакова.
Попытку самоубийства мужчина совершил 8 февраля, напротив мавзолея Ленина. По данным правоохранительных органов, он облил себя из пластиковой бутылки неустановленной легковоспламеняющейся жидкостью и поджег одежду. Сотрудники полиции успели сбить пламя и передали пострадавшего медикам… Сам Поклаков позднее говорил, что решил этим поступком привлечь внимание федеральных властей к проблеме строительства реабилитационного центра для ветеранов-афганцев в городе Чебоксары. В своем интервью изданию «Life News» его знакомая вспомнила, что незадолго до инцидента «…Василий Петрович заявил, что он всех нас подводит и поэтому находится в отчаянии. Он спрашивал, что еще нужно сделать, чтобы центр разрешили построить. Я ему ответила: «Ну не сжигать же себя из-за этого на Красной площади». А он, услышав это, отправился в Москву».
Ветеран-афганец до сих пор находится в тяжелом состоянии в реанимационном отделении НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Представители чувашской общественности тем временем напоминают, что этот трагичный случай – далеко не первый.
В ноябре 2011 года акт самосожжения пытался осуществить 37-летний Григорий Алексеев. Накануне Дня согласия и примирения возле Кутафьей башни он принялся обливать себя жидкостью из бутылки. В этот момент его задержали. В отделении полиции выяснилось, что актом самосожжения мужчина, являвшийся обманутым дольщиком стройфирмы «Финская долина», пытался привлечь внимание к своим жилищным проблемам.
В декабре 2007 года попытался сжечь себя заживо руководитель одной из чувашских агрофирм, скандально известный в республике борец с коррупцией Эдуард Мочалов. Несостоявшийся самоубийца тогда признался, что сделал это в знак протеста против решения Моргаушского районного суда, обвинившего его по трем статьям Уголовного кодекса: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», «Мошенничество», «Изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и платежных документов». Впоследствии он стал известен как метатель яиц в здания прокуратуры РФ и Верховного суда.
Приводят ученые также последние страшные случаи.
21 декабря прошлого года в подмосковном городе Одинцово бригадир лакокрасочного завода забралась на крышу ангара с двумя 20-литровыми канистрами с бензином и закричала: «Не выплатите рабочим зарплату – сожгу себя!»
Полицейские долго уговаривали приезжую из Чувашии не совершать самоубийство. В конце концов, отчаянная женщина спустилась с крыши. Ее доставили в отдел полиции и составили административный протокол за мелкое хулиганство.
Месяцем ранее во дворе многоквартирного жилого дома в селе Шихазаны Канашского района Республики Чувашии взорвали себя в автомобиле 40-летний мужчина и 39-летняя женщина.
Региональное Следственное управление Следственного комитета РФ пришло к выводу, что погибшие совершили самоубийство из-за серьезных жизненных трудностей.
В ноябре позапрошлого года о необходимости принять срочные меры для ликвидации эпидемии суицидов заявила министр республиканского Минздравсоцразвития Венера Муллина. На расширенном заседании коллегии ведомства она сказала: «Учитывая высокий показатель смертности населения республики от алкогольных отравлений и самоубийств, предусмотрены мероприятия по завершению формирования структуры суицидологической службы, планируется создание модели интеграции психиатрической и наркологической служб… В квалифицированной психолого-психиатрической помощи нуждаются в настоящее время 15-20% жителей республики».
- Все из этих случаев можно назвать типшаром, — говорит кандидат философских наук, доцент кафедры средств массовой информации и публицистики ФГБОУ ГПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Эрбина Никитина. – Эта традиция впервые упоминается в XVIII веке в рассказах разных путешественников. Ранее совершавшие типшар вешались на заборах людей, с которыми находись в конфликтных отношениях (кстати, это происходит и ныне). Затем традиция расширилась: чуваши стали использовать ее для защиты своих интересов ценой собственной жизни. Решались на последний шаг только после того, как все иные возможности разрешения проблемы были исчерпаны. Самоубийства происходили в людных местах, дабы привлечь внимание общества и властей. Лишали себя жизни чуваши, в основном, повешением и сожжением.
К типшару очень часто прибегали девушки. До ХХ века у чувашей потеря девичьей чести считалась огромным грехом. Ничего кроме позора и всеобщего осуждения таких девушек в дальнейшем не ждало. Случалось, некоторые спасались бегством в другие города. Однако на это были способны немногие. Большинство уходило из жизни.
И в советский период типшар использовали, в основном, люди, у которых разрушилась личная жизнь.
- По каким причинам ныне прибегают к старой традиции?
- Большинство причин – социальные. Республика дотационная. Очень скромные заработки, безработица. В связи с неустроенностью происходит огромное количество конфликтов, разрушаются семьи. Люди уходят от безысходности.
Некоторые, как Поклаков и Алексеев, решаются на последний шаг из-за бед иного характера: обманули, не удалось добиться справедливости.
Я лично столкнулась с равнодушием государственной системы. Обратилась в суд и с ужасом поняла, что на справедливое решение рассчитывать невозможно. Потрясающее равнодушие.
- Сколько жителей Чувашии в последнее время решилось на отчаянный шаг?
- Статистика по этому поводу отсутствует. Тем не менее, заметно, что отчаявшихся становится все больше, и к типшару они обращаются все чаще.
Ситуация в Чувашии, и впрямь, навевает грустные мысли. О готовности к крайним мерам заявляет население села Моштауши Чебоксарского района. Уже десять лет оно живет без света. Два года назад, по словам селян, на электрификацию выделили деньги и начали работу, но потом средства закончились.
Жители обращались к главе республики. Тот ответил, что проблему изучил, кто виноват – будут разбираться.
- Нам не разборки нужны, а свет! Мы уже никому не верим, ни на что не надеемся. Осталось, похоже, одно… — вздыхает местная жительница Улине Артамонова.
Происходящим в регионе озаботились депутаты республиканского Госсовета. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения республики с 2002 года сократилась на 4,7% (на 62 000 человек).
- Чуваши сокращаются вслед за русскими. Еще Иван Яковлев писал о том, что чуваши теснейшим образом связаны с русскими, и если плохо русскому народу, то не очень хорошо чувашскому. Растет только исламский мир, — заявил на одной из сессий депутат Госсовета Игорь Моляков.
Своеобразный ответ на жалобы коренных народов страны тем временем готовят в Кремле, пытаясь нивелировать нации в единое, относительно благополучное целое. Власти инициировали принятие «Декларации национального единства народа России». С предложением выступил депутат Государственной Думы от «Единой России» Алексей Журавлев. По его словам, документ должен стать общественным договором и закрепить понятие «российская нация» и «многонациональное население». Журавлев убежден, что народам страны следует договориться о том, что они составляют единую нацию. Правда, с парламентарием согласны далеко не все эксперты.
- Политик не имеет морального права предлагать неосуществимое! – негодует политолог, директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Да, серьезнейшая проблема имеется, в этом я с депутатом солидарен. Однако его идеи применимы лишь в «вордовском» файле. Для начала нужно посадить в тюрьмы примерно полмиллиона чиновников, разваливающих города, деревни, заводы, исторические памятники. Разрушающих жизни россиян, вынуждающих решаться на крайние меры, как в Чувашии… А затем действовать дальше. Для объединения нации.
Жители республики Чувашии говорят, что устали от разрухи и черствости властей
Ученые из Чувашской Республики сообщают о возвращении старинной традиции типшар. Понятие происходит от арабского «теббь» — «погибель, пропадь». Чувашский типшар, по данным специалистов, это защита имени и чести ценой собственной жизни. Заявление сделано в связи с попыткой самосожжения в начале февраля на Красной площади Москвы 53-летнего жителя республики, ветерана афганской войны, председателя организации «Ветераны боевых действий «Боевое содружество» Василия Поклакова.
Попытку самоубийства мужчина совершил 8 февраля, напротив мавзолея Ленина. По данным правоохранительных органов, он облил себя из пластиковой бутылки неустановленной легковоспламеняющейся жидкостью и поджег одежду. Сотрудники полиции успели сбить пламя и передали пострадавшего медикам… Сам Поклаков позднее говорил, что решил этим поступком привлечь внимание федеральных властей к проблеме строительства реабилитационного центра для ветеранов-афганцев в городе Чебоксары. В своем интервью изданию «Life News» его знакомая вспомнила, что незадолго до инцидента «…Василий Петрович заявил, что он всех нас подводит и поэтому находится в отчаянии. Он спрашивал, что еще нужно сделать, чтобы центр разрешили построить. Я ему ответила: «Ну не сжигать же себя из-за этого на Красной площади». А он, услышав это, отправился в Москву».
Ветеран-афганец до сих пор находится в тяжелом состоянии в реанимационном отделении НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Представители чувашской общественности тем временем напоминают, что этот трагичный случай – далеко не первый.
В ноябре 2011 года акт самосожжения пытался осуществить 37-летний Григорий Алексеев. Накануне Дня согласия и примирения возле Кутафьей башни он принялся обливать себя жидкостью из бутылки. В этот момент его задержали. В отделении полиции выяснилось, что актом самосожжения мужчина, являвшийся обманутым дольщиком стройфирмы «Финская долина», пытался привлечь внимание к своим жилищным проблемам.
В декабре 2007 года попытался сжечь себя заживо руководитель одной из чувашских агрофирм, скандально известный в республике борец с коррупцией Эдуард Мочалов. Несостоявшийся самоубийца тогда признался, что сделал это в знак протеста против решения Моргаушского районного суда, обвинившего его по трем статьям Уголовного кодекса: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», «Мошенничество», «Изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и платежных документов». Впоследствии он стал известен как метатель яиц в здания прокуратуры РФ и Верховного суда.
Приводят ученые также последние страшные случаи.
21 декабря прошлого года в подмосковном городе Одинцово бригадир лакокрасочного завода забралась на крышу ангара с двумя 20-литровыми канистрами с бензином и закричала: «Не выплатите рабочим зарплату – сожгу себя!»
Полицейские долго уговаривали приезжую из Чувашии не совершать самоубийство. В конце концов, отчаянная женщина спустилась с крыши. Ее доставили в отдел полиции и составили административный протокол за мелкое хулиганство.
Месяцем ранее во дворе многоквартирного жилого дома в селе Шихазаны Канашского района Республики Чувашии взорвали себя в автомобиле 40-летний мужчина и 39-летняя женщина.
Региональное Следственное управление Следственного комитета РФ пришло к выводу, что погибшие совершили самоубийство из-за серьезных жизненных трудностей.
В ноябре позапрошлого года о необходимости принять срочные меры для ликвидации эпидемии суицидов заявила министр республиканского Минздравсоцразвития Венера Муллина. На расширенном заседании коллегии ведомства она сказала: «Учитывая высокий показатель смертности населения республики от алкогольных отравлений и самоубийств, предусмотрены мероприятия по завершению формирования структуры суицидологической службы, планируется создание модели интеграции психиатрической и наркологической служб… В квалифицированной психолого-психиатрической помощи нуждаются в настоящее время 15-20% жителей республики».
- Все из этих случаев можно назвать типшаром, — говорит кандидат философских наук, доцент кафедры средств массовой информации и публицистики ФГБОУ ГПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Эрбина Никитина. – Эта традиция впервые упоминается в XVIII веке в рассказах разных путешественников. Ранее совершавшие типшар вешались на заборах людей, с которыми находись в конфликтных отношениях (кстати, это происходит и ныне). Затем традиция расширилась: чуваши стали использовать ее для защиты своих интересов ценой собственной жизни. Решались на последний шаг только после того, как все иные возможности разрешения проблемы были исчерпаны. Самоубийства происходили в людных местах, дабы привлечь внимание общества и властей. Лишали себя жизни чуваши, в основном, повешением и сожжением.
К типшару очень часто прибегали девушки. До ХХ века у чувашей потеря девичьей чести считалась огромным грехом. Ничего кроме позора и всеобщего осуждения таких девушек в дальнейшем не ждало. Случалось, некоторые спасались бегством в другие города. Однако на это были способны немногие. Большинство уходило из жизни.
И в советский период типшар использовали, в основном, люди, у которых разрушилась личная жизнь.
- По каким причинам ныне прибегают к старой традиции?
- Большинство причин – социальные. Республика дотационная. Очень скромные заработки, безработица. В связи с неустроенностью происходит огромное количество конфликтов, разрушаются семьи. Люди уходят от безысходности.
Некоторые, как Поклаков и Алексеев, решаются на последний шаг из-за бед иного характера: обманули, не удалось добиться справедливости.
Я лично столкнулась с равнодушием государственной системы. Обратилась в суд и с ужасом поняла, что на справедливое решение рассчитывать невозможно. Потрясающее равнодушие.
- Сколько жителей Чувашии в последнее время решилось на отчаянный шаг?
- Статистика по этому поводу отсутствует. Тем не менее, заметно, что отчаявшихся становится все больше, и к типшару они обращаются все чаще.
Ситуация в Чувашии, и впрямь, навевает грустные мысли. О готовности к крайним мерам заявляет население села Моштауши Чебоксарского района. Уже десять лет оно живет без света. Два года назад, по словам селян, на электрификацию выделили деньги и начали работу, но потом средства закончились.
Жители обращались к главе республики. Тот ответил, что проблему изучил, кто виноват – будут разбираться.
- Нам не разборки нужны, а свет! Мы уже никому не верим, ни на что не надеемся. Осталось, похоже, одно… — вздыхает местная жительница Улине Артамонова.
Происходящим в регионе озаботились депутаты республиканского Госсовета. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения республики с 2002 года сократилась на 4,7% (на 62 000 человек).
- Чуваши сокращаются вслед за русскими. Еще Иван Яковлев писал о том, что чуваши теснейшим образом связаны с русскими, и если плохо русскому народу, то не очень хорошо чувашскому. Растет только исламский мир, — заявил на одной из сессий депутат Госсовета Игорь Моляков.
Своеобразный ответ на жалобы коренных народов страны тем временем готовят в Кремле, пытаясь нивелировать нации в единое, относительно благополучное целое. Власти инициировали принятие «Декларации национального единства народа России». С предложением выступил депутат Государственной Думы от «Единой России» Алексей Журавлев. По его словам, документ должен стать общественным договором и закрепить понятие «российская нация» и «многонациональное население». Журавлев убежден, что народам страны следует договориться о том, что они составляют единую нацию. Правда, с парламентарием согласны далеко не все эксперты.
- Политик не имеет морального права предлагать неосуществимое! – негодует политолог, директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Да, серьезнейшая проблема имеется, в этом я с депутатом солидарен. Однако его идеи применимы лишь в «вордовском» файле. Для начала нужно посадить в тюрьмы примерно полмиллиона чиновников, разваливающих города, деревни, заводы, исторические памятники. Разрушающих жизни россиян, вынуждающих решаться на крайние меры, как в Чувашии… А затем действовать дальше. Для объединения нации.
Более подробно о чувашском ритуале «типшар»: «Типшар» как особенность чувашского менталитета»
Комментариев нет:
Отправить комментарий