25 июля правительство одобрило концепцию федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» до 2020 года.
Сколько сейчас россиян?
По переписи населения России 2010 года 13357 человек в графе «Национальность» назвали себя россиянами, 9034 из которых проживает в Москве. Программа призвана исправить этот «недостаток» и ее авторы считают, что в результате реализации программы к 2020 году доля граждан, считающих себя россиянами, составит уже 74%, положительно оценивать состояние межнациональных отношений будут 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 65%.
Стоить превращение российского народа в россиян будет недешево. Первоначально предполагалось потратить 38 миллиардов рублей, но в ходе разработки проекта его финансирование сократилось в восемь с половиной раз — до 4,5 миллиарда.
Текст федеральной целевой программы находится на сайте Минрегиона, и в нем по меньшей мере, очень много неточностей и противоречий, а мы знаем для чего делают с научной точки зрения некорректные документы и просят на их основании многомиллиардные суммы.
Совместить «традиции» с нацией не удастся
Так, авторы указывают, что происходит «размывание нравственных и традиционных, в т. ч. семейных, ценностей народов России путем активного продвижения и популяризации в российском обществе идей и стандартов массовой культуры». Но это считается негативным влиянием, хотя национальная идентичность — «россияне», «французы», «итальянцы», «американцы», не существенно — формируется только через внедрение массовой культуры и размывание традиционных ценностей. Только когда все члены национального сообщества исповедуют сходные ценности и напевают по дороге на работу одну и ту же «попсу» — только тогда это нация. Именно в этом основная «претензия» к некоторым кавказским народам: они выше «россиянства» ставят интересы семьи и российскую эстраду называют нравственным разложением!
Другой пример — авторы заявляют, что на российскую межнациональную ситуацию оказывают негативное влияние международные тренды — «последствия мирового финансового кризиса и кризиса политики мультикультурализма в европейских странах». Ученые мужи взяли откровенный политтехнологический жупел и без разбора причислили его к угрозам российской национальной идентичности, хотя как раз сейчас в Европе правительства подходят к углублению мультикультурной политики. Вырванную же из контекста известную фразу Ангелы Меркель авторы программы даже не удосужились правильно перевести на русский язык.
Основной механизм для формирования идентичности «россиянин», в конечном счете, будет задействован через систему школьного образования, стремительно теряющую популярность и конфликтующую в своих программах с тем, что родители говорят детям дома. Комплекс мероприятий по повышению уровня толерантности можно развернуть именно там, хотя именно система образования меньше всего готова к производству новой идентичности и свою деятельность видит в штамповке учеников, подготовленных к сдаче ЕГЭ.
Агрессия и ритуал
Как бы то ни было, цель данного текста не в том, чтобы дать оценку федеральной программе, а в том, чтобы разобраться как формируется идентичность, из каких элементов она складывается. Без понимания этого процесса невозможно не только создать какую-то новую идентичность, но и сохранять старые.
Тот факт, что идентичность является не результатом умственных человеческих усилий и не даром свыше, впервые заметили биологи и естествоиспытатели Конрад Лоренц и Джулиан Хаксли (будущий создатель и первый генеральный директор ЮНЕСКО). Опытным путем они установили, что групповая идентичность формируется на основании общих ритуалов торможения агрессии у различных животных — рыб-цихлид, кряквы и крыс. Свои наблюдения Конрад Лоренц подробнейшим образом изложил в своей работе «Агрессия» еще в 1966 году.
Автор пишет без всяких кавычек, что ритуализация в животном мире происходит абсолютно так же, как это происходит в культурно-историческом измерении у человека, что ритуал со временем становится самодостаточным инстинктом, сопоставимым с такими «естественными» инстинктами как агрессия или бегство, и что именно вокруг ритуала формируется группа идентичности.
Основное свойство ритуала в том, что он лишен авторского прочтения и сводится к дословному и точному регулярному воспроизведению. Американцы-патриоты поднимают возле своего дома американский флаг, русские сжигают на Масленицу чучело зимы, истовые мусульмане пятикратно в течение дня совершают намаз — это основа людской идентичности. При этом сама процедура с точки зрения этологии не менее важна, чем цель и результат ритуала.
Как стать россиянином?
В конечном счете, ритуал может уже не отвечать актуальным нуждам современности, но воспроизводиться в подробностях в интересах сохранения идентичности. Так, во многих городах существуют клубы стрельбы из татарского рекурсивноголука: хоть и доставляющего частное эстетическое удовольствие и представляющего небольшую спортивную ценность, все же бесполезного занятия. Но нельзя сбрасывать со счетов культурный эффект таких клубов, объединяющих татарское землячество. Более практичным решением подобного рода является выработка особой манеры стрельбы из винтовки, разработанной коренными народами севера и Сибири, при которой цевье винтовки кладется в изгиб локтя.
Проще говоря, количество ритуалов, формирующих определенную идентичность, и их практическая польза определяют ее устойчивость. И чем более практичны ритуалы, чем меньше «еретиков», пытающихся ритуал переосмыслить и исказить, тем идентичность лучше воспроизводится. В противном случае идентичности в сознании человека меняются как перчатки: с утра он для правительства «россиянин», днем для начальства «татарин», а вечером «сибиряк» — для души.
В нашей же стране, где у понятия «россиянин» нет никакого более-менее внятного ритуала, лежащего в основе «россиянина», происходит надлом идентичности, ее неприятие, а как следствие распад общества на более устойчивые и практичные идентичности. Побочным продуктом такого процесса, по Лоренцу, является растормаживание агрессии и ситуация, при которой скученные в городах граждане ненавидят не только мигрантов, но и с таким же гневом относятся к соседу по подъезду, даже если он канонический русский и просто бросил окурок мимо урны.
Главная проблема заключается не в том, что никто не хочет быть «россиянином», а в том, что ни у кого нет представления как этим «россиянином» быть — т. е. нет ритуала. Граждане России ничего не делают вместе, их не объединяет ни парковка, ни ТСЖ, ни проблема национального образования, ни церковь, ни гражданское участие. Даже выборы не стали для большинства ритуалом из-за многочисленных фальсификаций и постоянного «растягивания» сроков и переноса на самые неудобные дни в году в чисто электоральных целях. Нет ничего такого, что было бы чисто «россиянским», практикуя которое, человек мог утверждаться в своей идентичности «россиянин».
Заклинания ритуал не заменят
Возможно, граждан России объединяют только две вещи — Новый год и стремительно тающие практики, выращенные благодаря победе в Великой Отечественной войне. Новый год и 9 Мая — безусловные ценности, которые могут лечь в основу идентичности «россиянин», но, во-первых, они не являются достоянием только нашей страны, а во-вторых, их категорически мало, чтобы быть «россиянином».
Вместо того, чтобы создавать ритуалы, авторы произносят заклинания, которые к появлению ритуалов не приведут. «Россияне — самая читающая нация»? Тогда почему по утрам мы видим в городских парках стаи алкоголиков, а не людей с книгой? Почему нет защиты авторских прав и прав читателя? Почему нет системы распространения фундаментального знания, и вместо Конрада Лоренца и Джулиана Хаксли мы видим в руках пассажиров транспорта романчики «Казак в раю», «Русь измочаленную» и сборники похабных анекдотов? «Россияне добились прогресса в области теоретической физики»? Тогда почему свернуты кружки самодеятельности, а в школах сокращаются часы преподавания естественных наук в угоду абсолютно бесполезным основам религиозных культур? Ведь в этом смысле физика больше формирует идентичность, чем изучение неактуальных современности религиозных традиций! «Россияне собирают все золото на спортивных соревнованиях»? Тогда почему национальная система олимпийского рекрутинга не интегрирована в систему средней школы, а высокий спорт превратился в корпоративную индустрию, где легионеры покупаются, продаются, выписываются из-за рубежа и сидят на допинге. Почему футбольные фанаты объединяются в крысиные стаи и чисто по-лоренцевски загоняют фанатов других клубов, случайно оказавшихся на «их территории»?
Главной задачей федеральных программ, подобных «Укреплению единства российской нации…» должна заключаться в создании серии ритуалов, благодаря которым идентичность «россиянин» сложится сама, а не будет навязана сверху. На данный момент в упомянутой программе нет ничего такого, что вело бы к достижению этой цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий