Неопознанный "Бук" ударил по Путину
Путину предлагается выбрать между ухудшением отношений с ЕС со всеми последствиями для населения и "сдачей" восточных украинских республик
21 июля, 02:49 | Сергей СЕРЕБРОВ
Европейский союз должен быть готов наложить дополнительные санкции в отношении России на встрече министров иностранных дел стран ЕС во вторник, 22 июля, сообщает РБК со ссылкой на сообщение пресс-службы премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Документ был обнародован по итогам переговоров британского премьера с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом.
"Европейский союз должен пересмотреть свой подход к России, а министры иностранных дел должны быть готовы наложить дополнительные санкции в отношении России на встрече во вторник", - говорится в сообщении.
Разговор глав государств касался авиакатастрофы на востоке Украины 17 июля, когда при крушении самолета "Боинг" погибли 298 человек.
Приоритетной задачей является обеспечение доступа к месту крушения и опознание жертв катастрофы, отметили Кэмерон, Меркель и Олланд. Собеседники признали важную роль президента России в урегулировании конфликта и надеются, что Владимир Путин убедит ополченцев предоставить доступ к месту крушения и содействовать международному расследованию.
Надо признать, что озвученная угроза весьма значима для России. До последнего времени, основными инициаторами введения санкций в отношении РФ оставались США. Учитывая отсутствие тесных экономических взаимоотношений между Соединенными Штатами и Россией, их последствия не имели прямого воздействия на экономику РФ. Из последнего заявления европейских лидеров видно, что теперь к санкциям в полной мере готовы присоединиться и страны ЕС, с которыми у России сложились достаточно тесные экономические взаимоотношения. Долгое время европейские политики, под давлением бизнеса из собственных стран пытались всячески уйти от введения прямых ограничений для российских партнеров. Теперь, если российскому руководству не удастся разрешить возникшую ситуацию, избежать этого вряд ли получится.
Учитывая то, насколько болезненно на прошлой неделе российские рынки отреагировали на предыдущую волну санкций, с активным включением в эту кампанию стран ЕС, Россия столкнется с уже вполне ощутимыми проблемами. Причем впервые эти проблемы могут коснуться непосредственно населения страны, отразившись на уровне его жизни.
Как поведет себя в сложившейся ситуации российское руководство, не известно.
Дело в том, что, по сути, Владимиру Путину предлагается сделать выбор между резким ухудшением отношений с ЕС со всеми вытекающими последствиями для населения и фактической "сдачей" самопровозглашенных восточных украинских республик.
Возможно, в иной ситуации никто не стал бы ставить вопрос подобным образом. ЕС заинтересован в партнерстве с Россией ничуть не меньше, чем РФ в европейцах. Стороны до бесконечности могли бы обмениваться малозначащими "невъездными" списками и т.п., не трогая базовых экономических отношений. Все изменила трагедия с малазийским "Боингом". Она показала, что локальная гражданская война на территории одной страны начинает представлять реальную опасность для жителей Европы и других стран. Самое же печальное заключается в том, что Россия все чаще воспринимается в этой истории как участвующая сторона, оказывающая непосредственную поддержку мятежным республикам.
Расследование гибели самолета может идти еще достаточно долго. Однако при помощи простых логических заключений общее мнение о том, кто виновен в случившемся, уже сформировано.
Уже сейчас можно практически с полной уверенностью утверждать, что злополучный выстрел установки "Бук" не был адресован малазийскому "Боингу". То есть лайнер был поражен по ошибке, вместо какого-то иного воздушного судна. Уничтожение пассажирского самолета не было нужно донецким повстанцам хотя бы потому, что проблем у них хватает и без этого. Утверждение, что это могло понадобиться Киеву в качестве провокации, чтобы потом обвинить в убийстве мирных граждан повстанцев, а тем более Россию, также беспочвенно. Цена такой провокации, при ее разоблачении, обернулась бы полным крахом для нынешнего украинского руководства. Умышленное убийство на глазах всего мира почти трех сотен жителей Европы и граждан других стран Запад не простил бы никому, включая опекаемую им Украину. В этом случае ни о какой дальнейшей поддержке Киева со стороны США и ЕС речи бы больше не шло. Так же бессмысленно приписывать подобный умысел России.
Несколько иначе выглядит ситуация, если рассматривать ее с точки зрения роковой случайности. Украинские военные вряд ли могут быть причастны к злополучному выстрелу по той причине, что стрелять из подобного рода оружия им было просто не по кому. Своей авиации у ДНР и ЛНР нет. Вторжение в небо страны российских самолетов выглядит абсолютной фантастикой. Так что "промазать" и случайно попасть не по той цели украинские зенитчики не могли просто потому, что они не стреляли вообще.
Никакого логического "алиби" нет в этом случае только у ополченцев. Ранее они не раз открыто заявляли, что будут сбивать в своем небе украинские самолеты и даже неоднократно делали это. Во время гибели "Боинга" они явно говорили о произведенной атаке на некий украинский транспортный самолет, явно не подозревая, что на его месте может оказаться пассажирский борт.
На каком-то этапе ситуацию можно было как-то подвесить в воздухе, избавив себя от прямых обвинений. Однако ополченцы сами усугубили свою (и не только) ситуацию, начав давать противоречивые взаимоисключающие комментарии. Последней каплей стала непонятные истории с черными ящиками, допуском к месту аварии экспертов и представителей ОБСЕ, и главное – перехваченными СБУ переговорами лидеров повстанцев.
Таким образом, складывается ситуация, при которой еще до окончания расследования в качестве виновных в гибели пассажиров авиалайнера практически безапелляционно рассматриваются донецкие повстанцы. По всей видимости, поступающие данные расследования и экспертные заключения будут только подтверждать эту версию.
Самое неприятное для РФ в этом случае заключается в том, что она рассматривается в качестве фактического соучастника уничтожения малазийского лайнера. Если сам факт случайного поражения гражданского самолета ополченцами выглядит достаточно логичным, то возможная причастность к этому России не столь очевидна и требует доказательств. Однако в сложившейся ситуации вряд ли кто-то будет ждать их появления.
Из заявлений глав ведущих стран ЕС очевидно, что Путину выдвинут ультиматум. Российскому президенту фактически предлагается "сдать" восточных украинских лидеров или получить серьезное ухудшение экономической ситуации в собственной стране. Нет сомнений, что обещанные санкции окажутся не последними и степень их жесткости и влияния на российскую экономику будет только нарастать.
Ответ Путина в этой ситуации не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Есть основания считать, что глава государства осознает "открывающиеся перспективы". Косвенно об этом может свидетельствовать его звонок Бараку Обаме сразу после катастрофы "Боинга". Следовательно, выбор между втянувшими его в серьезные неприятности ополченцами и опасностью ухудшения ситуации в самой России будет для него весьма непростым.
Впрочем, нельзя исключать и компромиссных решений, время которых пока еще не ушло, хотя и близко к своему завершению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий