«Дилемма зрелого путинизма - это выбор между реформами и репрессиями»
Аналитика от ведущих зарубежных СМИ.http://khodorkovsky.ru/publications/2013/12/25/18572.html
«The Washington Post», ДжошуаТакер, 24.12.2013
О чем думает Путин? Четыре возможных ответа
Почему Путин помиловал Ходорковского? Американский политолог Джошуа Такер в своей статье для блога The Washington Post предлагает возможные объяснения.
Первое - и самое простое - "эффект Сочи". "Путин пытается устранить все политические проблемы, которые отвлекали бы от Олимпиады", - пишет автор.
Второе - "эффект Навального и Украины". Возможно, после того как участие Навального придало легитимность выборам мэра в Москве, Путин счел, что расширение политической конкуренции полезно режиму. Автор также полагает: неслучайно Ходорковского отпустили после неожиданных акций протеста в соседней Украине. Выборы могут быть отдушиной, предотвращающей уличные протесты.
Третье объяснение - из области теории игр. Возможно, Путин проводит "смешанную стратегию", выбирая ходы наугад. В первые годы Путин словно бы колебался между прозападной модернизацией и верностью силовикам. В ходе третьего срока он, кажется, сместился в сторону силовиков. Быть может, помилование Ходорковского - уравновешивающий ход.
Четвертый вариант - "эффект Манделы". Считается, что Путин равнодушен к мнению Запада и правозащитников. "Но, возможно - я подчеркиваю, возможно - похвалы мира в адрес Нельсона Манделы побудили его слегка пересмотреть свое отношение", - пишет автор.
(Перевод: Инопресса)
* * *
«Financial Times», Гидеон Рахман, 24.12.2013
Почему освобождение Ходорковского не предвещает перемен в России?
Пока начинается четвертый день Михаила Ходорковского на свободе в Берлине, уже можно начать делать некоторые выводы, считает международный обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
"Во-первых, хотя, возможно, это и правда - как утверждает Ходорковский - что его помилование президентом Владимиром Путиным не содержало никаких формальных условий, бывший глава нефтяной компании ЮКОС де-факто находится в изгнании", - рассуждает автор блога.
Во-вторых, освобождение бывшего олигарха пока что не предвещает каких-либо перемен в российской системе, утверждает он.
По сути дела, освобождение Ходорковского и широкая амнистия заключенных на прошлой неделе проливают свет на то, до какой степени Путин принимает все ключевые решения в стране, пишет Рахман. "Если президент решает, что узников надо освободить, то их освободят, даже если, как в случае с Ходорковским, это, очевидно, потребовало немного отойти от правил, чтобы сделать возможным его помилование без признания вины", - отмечает журналист.
"В-третьих - и это немного парадоксально - Путин в большей степени, чем когда-либо является высшим арбитром, но таким, который руководит враждующими фракциями", - говорится в статье.
Хотя российскую политическую систему часто называют "вертикалью власти", по мнению Рахмана, это неправильный термин.
Он называет упомянутые Ходорковским на пресс-конференции в Берлине две основные фракции - сторонников более либерального и более жесткого курса.
"Даже в то самое время, когда президент контактировал с Гансом Дитрихом Геншером... по вопросу о помиловании Ходорковского, связанный с силовиками Следственный комитет готовил новые обвинения. Комитет подготовил дело, в рамках которого Ходорковский обвинялся в том, что его деньги косвенно использовались для финансирования групп, лоббировавших правовые реформы, которые могли бы быть выгодны ему, в том числе и те, которые привели к принятому на прошлой неделе закону об амнистии", - утверждает автор статьи.
"На данный момент решение Путина на прошлой неделе помиловать Ходорковского и освободить участниц Pussy Riot позволяет предположить, что он принял сторону более либеральной фракции. Тем не менее, не существует гарантии, что он продолжит поступать так и дальше, в особенности, когда закончатся Игры в Сочи", - полагает Гидеон Рахман.
(Перевод: Инопресса)
* * *
«Independent», Дэвид Кларк, 24.12.2013
Освобождение Ходорковского и Pussy Riot указывает на дилемму зрелого путинизма
Освобождение Михаила Ходорковского, участниц панк-группы Pussy Riot и активистов Greenpeace было в основном воспринято как жест доброй воли накануне февральской Олимпиады в Сочи. Однако, как пишет в The Independent председатель фонда The Russia Foundation Дэвид Кларк, "власти страны руководствовались размышлениями о политическом и экономическом будущем России, которые простираются далеко за пределы нужд сочинских Игр".
До выхода Ходорковского на свободу оставалось 10 месяцев, и Владимир Путин прикидывал, не выдвинуть ли против него новые обвинения. В итоге он решил, что отрицательные последствия такого поступка перевешивают возможную выгоду. "Значительную часть в этих рассуждениях занимало признание того, что система, которую он создал, чтобы спасти Россию от постсоветского упадка, стала сама проявлять признаки стагнации и должна быть обновлена, если он хочет увековечить свой вклад, - утверждает Кларк. - Освобождением Ходорковского он мог подвести черту под прошлым".
Реальность заключается в том, что России нуждается в огромных финансовых и технологических вливаниях для модернизации энергетического сектора, замены стареющей инфраструктуры и развития новых областей экономики, говорится в статье. При том что чистый отток капитала составляет порядка 50 млрд долларов в год, такие средства могут быть изысканы только в том случае, если удастся убедить россиян, что их состояниям внутри страны ничего не угрожает, а также привлечь значительные инвестиции из-за рубежа.
Вдобавок к тревогам об экономике в Кремле также ведутся дискуссии, как реагировать на подъем новой оппозиции, продолжает автор. Массовые уличные акции протеста были подавлены серией запретительных мер, но мало кому это решение кажется долговечным без ликвидации причин недовольства среднего класса.
Дилемма зрелого путинизма, задумывающегося о будущем России и о своем наследии, - это выбор между реформами и репрессиями. Один из вариантов грозит потерей контроля и анархией, как перестроечные реформы Горбачева. Второй связан с риском разделить судьбу Хосни Мубарака, спровоцировав еще более мощное протестное движение в будущем. "Совершенно непонятно, как Путин решит эту дилемму, но, по крайней мере, создается впечатление, что такой вопрос он себе задал", - с удовлетворением подытоживает Кларк.
(Перевод: Инопресса)
* * *
«The New York Times», ЭлисонСмейл, 24.12.2013
За освобождением узника стоят тесные российско-германские связи
"Между Германией и Россией, которые в течение веков были то друзьями, то врагами, но всегда - тесно связанными друг с другом соседями, существуют особые, близкие отношения, не похожие на отношения между Кремлем и любой другой внешней силой. Именно благодаря этим связям, которыми могут воспользоваться немногие избранные, удалось добиться свободы для Михаила Ходорковского", - передает The New York Times.
И говорящая по-русски канцлер Ангела Меркель, у которой установились деловые, иногда холодные отношения с Путиным, и Герхард Шрёдер, поддерживающий теплые отношения с российским лидером, заговаривали с ним о деле Ходорковского, пишет автор статьи Элисон Смейл. "Но именно обладающий большим опытом бывший министр иностранных дел, 86-летний Ганс Дитрих Геншер достиг договоренности с Путиным", - отмечает она.
Это потребовало двух встреч Геншера с Путиным - в аэропорту Тегель в Берлине в 2012 году и в Москве, говорится в статье.
"Меркель оповещали о секретных переговорах, как и высший эшелон посольства Германии в Москве, которое выпустило визу для Ходорковского в конце прошлой недели, когда из неожиданной речи Путина о помиловании в четверг стало понятно, что оно будет дано", - пишет Элисон Смейл.
"Геншер - один из числа старших, опытных лиц, которые пользуются большим уважением в Германии и сохраняют хорошие связи", - отмечает автор. Бывший канцлер Гельмут Шмидт - другая фигура такого же плана. Он недавно побывал в Москве, навестив бывших чиновников, которых он знает с советских времен, а потом его пригласили на встречу с Путиным. По словам Шмидта, они обсуждали российско-германские связи и то, являются ли эти страны врагами, как в годы Второй мировой войны, или занимают одну сторону, как в те времена, когда они радовались победе над Наполеоном в России. В любом случае они всегда будут иметь дело друг с другом, передает газета.
(Перевод: Инопресса)
Комментариев нет:
Отправить комментарий