БОРИС АКУНИН: ПУТИН СТАНЕТ СОБСТВЕННЫМ МОГИЛЬЩИКОМ - СОВЕРШИТ ГРУБУЮ ОШИБКУ, И НАЧНЕТСЯ ХАОС, И ВСЕ РУХНЕТ
09.12.13 00:11
Последнюю неделю Борис Акунин был главным ньюсмейкером в писательской среде: сперва достаточно жестко отказавшись от встречи с президентом Путиным, а затем дав старт продажампервому тому «Истории Российского государства».
Скворцова Елена
Но он уже признался в своем блоге: «Перестаю быть детективщиком». Причины столь резкой смены жанров, а также другие события последних дней мы обсудили с самим Акуниным.
Два открытия
– В предисловии вы объясняете, почему вас заинтересовала история: хочу понять, как образовалось наше государство, как оно развивалось и почему стало таким, каким сегодня является. Удалось найти ответы в прошлом?
– Нет, я только в начале пути. Знаете, в какой-то момент я понял: когда пытаюсь представить историю России, общей картины не выстраивается. А ведь я историк по образованию. Более того, стал говорить с профессиональными историками – там дело обстоит еще хуже. Специалист подобен флюсу. Многие вообще не интересуются тем, что находится за пределами их – иногда очень узкой – зоны интереса. Причем это и у нас, и на Западе.
И я решил: буду эту нитку наматывать с самого начала. Дошел по ней пока до XIII века. У меня в голове сейчас есть чудесная ясность по поводу того, как, вероятнее всего, образовалось государство, в изводе которого мы существуем сейчас.
– Какие-то открытия для себя сделали?
– Я понял две важные вещи, которые, впрочем, мне еще предстоит осмыслить, потому что это до некоторой степени противоречит моим привычным убеждениям человека сугубо либерального и антиклерикального.
Первая касается роли православия в русской истории. Я теперь вижу, что эта роль очень велика (может быть, даже определяющая). То, что Россия приняла христианство, было судьбоносным и позитивным событием. И кроме того, я вижу, что церковь в трудные моменты истории сыграла роль фактора, который не дал стране распасться и погибнуть. Понимаю: для многих это азбука, а для меня – открытие важное. Так что, видимо, нужно не отвлекаться на сегодняшние неприятные явления, происходящие в церкви, а видеть ее во всей глубине.
У меня сейчас такое ощущение, что если говорить о Русской православной церкви как об институте и духовном авторитете, то парадоксальным образом выходит так: чем церковь становилась сильнее как институт, тем слабее становилось ее духовное влияние. И наоборот. Сейчас мы живем как раз в тот период, когда РПЦ практически сомкнулась с государством... Думаю, в итоге для православия в России это сыграет дурную роль.
– А второе открытие?
– Теперь я вижу, что сильное государство – вещь неслучайная. С нашими географией и климатом это было необходимо. Другое дело, что я по-прежнему считаю: сильное государство ни в коем случае не означает, что нужно мучить и притеснять население. Но и так, оказывается, было в России не всегда. Здесь очень многое зависит от личности, которая возглавляет страну.
Сильные личности
Знаете, у меня даже возникли некие личные отношения с деятелями российской истории. Не уверен, что мне вполне удается это скрывать, хотя и стараюсь быть объективным. Думаю, видно, что я, скажем, к знаменитому героическому Святославу отношусь плохо (как, впрочем, и Николай Карамзин). Или что у меня в этом томе образовался фаворит – Владимир Мономах. При этом я понимаю, что «Повесть временных лет», из которой все черпают сведения о той поре, написана именно при этом князе и сильно ему льстит.
Мне было очень интересно наблюдать за тем, как в истории появляется крупная личность и пытается остановить ход времени. И на какой-то период это ей даже удается. А потом этот человек уходит, и все снова разваливается.
Если естественная логика развития событий требует, чтобы первичное централизованное государство перешло в период феодальной раздробленности, никакой Владимир Мономах (какой бы он ни был гениальный, дальновидный, великий) не сможет остановить хода истории. Он может только его на время затормозить.
Если естественная логика развития событий требует, чтобы первичное централизованное государство перешло в период феодальной раздробленности, никакой Владимир Мономах (какой бы он ни был гениальный, дальновидный, великий) не сможет остановить хода истории. Он может только его на время затормозить.
– А Путин – сильный?
– Как человек, сумевший сконцентрировать в своих руках огромную власть, – безусловно. Но он, на мой взгляд, как раз из тех, кто тормозит ход истории. Однако изменить ее все равно не сможет.
– Если судить о личностях, которые упомянуты в первом томе «ИРГ», обнаруживается: сильный политик – человек, как правило, не слишком приятный. Та же Ольга, которой, по вашей оценке, впервые удалось консолидировать страну, – мстительная, жестокая...
– Совершенно не обязательно. Взять того же Владимира Мономаха – он отлично умел воевать, но предпочитал решать конфликты мирным путем. Умел проявлять милосердие. Он, например, закончил затяжную гражданскую войну с князем Олегом Святославовичем по прозвищу Гориславич, простив ему смерть собственного сына. И благодаря этому Олег, который столько лет истязал Русь, угомонился. Это Поступок и большая жертва. И хороший урок для последующих правителей.
Или Всеволод Большое Гнездо. По понятиям того времени весьма гуманный правитель. Мне очень понравилась история про то, как народ от него требовал убить взятых в плен врагов, а он сказал: давайте я их ослеплю (так поступали с пленными князьями). Всеволод позже заверил горожан: ослепил и отпустил. А потом эти князья чудодейственным образом прозрели. Все приняли это за чудо божье. То есть понятно, что он их не ослепил на самом деле.
– И кажется, прозревшие снова начали воевать с Всеволодом. Кстати, вы сами пишете, что он блестяще начал, однако больших успехов не добился. Но разве Всеволод и Мономах не исключения? До сих пор политика – дело довольно грязное. Ею обычно предпочитают заниматься люди, способные переступить через нравственные законы и, может быть, через себя... Разве не так?
– К сожалению, это так. Мне кажется, наша политика должна была бы быть более приличной и нравственной. Ведь этичная политикаэффективнее, прагматичнее и в итоге выгоднее. Политические хитрости и подлости дают вы-игрыш на очень коротком отрезке времени. В конечном итоге ты все равно проиграешь.
Навальный – не мой политик
– До XIII века, вы пишете, понятие нации в России не сформировалось. Своими могли оказаться половцы, с которыми одни славяне шли в поход на других. То есть привычка жить бок о бок с людьми разных национальностей (и врагом считать чужого по замыслам, не по этносу), видимо, зарождалась уже тогда. Теперь – пугающий рост националистических настроений...
– В Cредние века в России лояльность определялась по лояльности к князю и не имело большого значения этническое происхождение. Вот замечательный герой нашей истории – князь Мстислав Удалой. Он ходил вой-ной на своего брата Ярослава Мудрого и очень радовался, что сохранил иноплеменную дружину (потому что это его личная дружина). Зато в огромном количестве положил русских ополченцев. И ему их не жалко. Это абсолютно естественное сознание феодала средневековой поры.
Что касается нашего времени, факт состоит в том, что проект создания единой нации под названием «советские люди» провалился. Провалился потому, что та цель, ради которой пытались всех объединить, оказалась несостоятельной. И сегодня в Российской Федерации живут люди многих национальностей, которые по большей части относятся друг к другу с неприязнью, а иногда и с враждебностью.
– Вам не кажется, что эта враждебность специально культивируется?
– Ну, есть люди, заинтересованные в этом. Мне эта ситуация кажется чрезвычайно опасной. Поэтому я с такой нетерпимостью отношусь к политикам, которые пытаются на этом материале что-то себе построить. Для меня, например, огромным разочарованием было то, что Алексей Навальный (человек, к которому я отношусь с симпатией) выступил в поддержку «Русского марша», главный лозунг которого – «Россия – для русских!» А остальным чего делать тогда?
– Помнится, вы даже написали, что Навальный перестал для вас быть политиком, который может стать фигурой федерального уровня.
– Во всяком случае, он перестал быть политиком, который выражает мои интересы. Я перестал на него ориентироваться как на своего политика.
– А вы имели такое намерение?
– Да. Он мне очень нравился.
– Но ведь он всегда поддерживал «Русский марш»…
– Он не ходил на него в прошлом году. Более того, я знаю – мы же общались, – что он не шовинист, не ксенофоб.
Он нормальный. Поэтому у меня было ощущение, что от этих своих убеждений он отошел. Оказывается, нет. А раз так – значит, я отхожу от Навального.
«Болотные» были не зря
– Вы и в КС оппозиции разочаровались?
– Да. И очень быстро. Я пытался людей, которые устраивали выборы в КС, уговорить не затеваться с льготными куриями – националистов, левых, либералов... Потому что орган, который впрягает в один воз лебедя, рака и щуку, не поедет никуда. Так оно и вышло. Невозможно объединить людей, условно говоря, моих взглядов и людей, националистически настроенных. Навальный попытался это сделать, и вся энергия КС ушла на внутренние раздоры. Я думал, что Алексей извлечет уроки из этого опыта. Но нет...
– То есть «Болотные» оказались напрасны? В том смысле, что хотя россияне и показали власти, что далеко не все с ней согласны, но в итоге-то гора родила мышь.
– В организационном смысле, безусловно, так и произошло: оппозиция осталась расколотой. Что же касается градуса общественного недовольства, он стал константой. И уже никуда не денется. Кроме того, сформировалось неприязненно-насмешливое отношение к лидеру государства, что вообще-то очень опасная вещь. Ведь сейчас, что бы Путин ни сделал, все встречается насмешками. Часто, прямо скажем, несправедливо. Человек хочет сделать что-то хорошее. Например, спасти птичек. А это вызывает взрыв ненависти.
Это нездорово. Я легко могу себе представить, как Обама полетел бы со стерхами. И вся Америка хлюпала бы носом от сентиментальности. Но когда уже сформировалось вот такое отношение к главе государства, изменить его очень трудно. А Кремль вдобавок все время подливает керосина в этот огонь, принимая идиотски-агрессивные законы, прибегая к риторике, которая только усугубляет раскол в обществе. Крайне неумное поведение.
К Путину не пошел
– Вот вы 21 ноября не пошли на встречу писателей с президентом. Объясняли: сначала надо отпустить политузников, а потом уже разговаривать об искусстве. Выглядит как ультиматум. Может, стоило воспользоваться шансом донести до Путина эту мысль лично?
– А я и донес. Наиболее эффективным, по-моему, образом. Пресс-секретарь Путина ответил. Такую же, впрочем, невнятицу, как на следующий день сам Путин. Эти люди... нет, этот конкретный человек должен знать и понимать: если он хочет гражданского диалога, а не монолога в кругу подхалимов, нужно выпустить заложников. Это не преступники и не злодеи. Нечего вымещать на них свои обиды. К тому же никто особенно этих арестов не испугался.
– То есть вопрос свободы узников Болотной принципиален?
– Несмотря на неуспех организационного объединения оппозиции, отношение активной части общества к существующему порядку вещейне изменилось. Людям он по-прежнему не нравится. Они хотят перемен. Вместе с тем, думаю, если бы у режима хватило ума сделать несколько простых вещей, градус общественного недовольства понизился бы. И 90% людей, которые выходили на площадь, подутратили бы интерес к политике.
Для этого надо было всего лишь выпустить из тюрьмы людей, которые там сидят за свои взгляды, включая юкосовцев, Pussy Riot, «болотных»... Большинство оппозиционно настроенных граждан тогда (увы!) вздохнут с облегчением и скажут: вот и ладно, на митинги можно больше не ходить.
С другой стороны, управление страной по авторитарному типу крайне неэффективно. Оно не может существовать без коррупции. А коррупция не дает стране двигаться, она не дает развиваться ни бизнесу, ни науке. Это ненормально и долго продолжаться не может.
Авторитарный режим – это такая штука, которая через некоторое время начинает деградировать, утрачивать не только связь с реальностью, но и адекватность и даже инстинкт самосохранения.
– …И начинает совершать ошибку за ошибкой. В «ИРГ» есть жуткий пример, к чему это может привести – судьба Андрея Боголюбского.
– Да. Которого в конце концов прикончила собственная свита. Но я думаю, что Путин политзаключенных вряд ли выпустит. И гражданского диалога не получится. Это значит, что он сам будет, видимо, собственным могильщиком.
Он совершит еще какую-нибудь грубую ошибку, и снова люди (еще больше народа) выйдут на площадь. И в какой-то момент все это рухнет.
И тогда будет очень плохо, даже если обойдется без крови. Потому что начнется хаос. Мы живем в огромной стране с ядерным оружием, где много регионов с вполне себе сепаратистскими настроениями, свозможностью национальных конфликтов. Как только вода замутится, найдется полно народу, желающего половить в ней рыбку...
Поэтому мне так хочется, чтобы наконец оформилась какая-то альтернатива для существующей власти. Мы же все понимаем: эта власть не вечная, она все равно уйдет. Вопрос – как уйдет. Вот что беспокоит меня больше всего.
Фандорин еще впереди
– Разочаровавшись в настоящем, вы ушли в историю?
– Я всегда мечтал стать новым Карамзиным: написать научную, но нескучную историю России. И этот проект – мое давнее намерение. Потом, я ведь от своей работы никуда не уходил, политиком не стал, в КС не участвовал, не входил ни в какие партии... И не собираюсь.
Функция людей вроде меня (т.е. имеющих круг слушателей, читателей и т.д.) – оказывать общественную поддержку тем движениям или политикам, которые, с нашей точки зрения, ее заслуживают. Люди, которые привыкли относиться к такому человеку с доверием, сверяют по нему свои взгляды... Это очень важная общественная функция, но такой человек вовсе не обязан рваться в президенты или депутаты.
А меня почему-то без конца упрекают: что же вы говорите, а сами ничего не делаете? Вот, например, при нашем последнем споре с Навальным все стали говорить: критиковать-то легко, вон Алексей то-то и то-то сделал, а ты только языком болтаешь… Помилуйте, ведь когда я что-то говорю или пишу – это и есть мое основное дело.
– Ваше основное дело теперь – следующий том «ИРГ» про татаро-монгольское иго?
– Он еще не написан, я над ним работаю. Пока возьму паузу: хочу собрать отклики по первому тому, чтобы понять, все ли я там правильно делаю. Я ведь строю конструкцию, рассчитанную на долгую жизнь.
Кстати, 1 декабря выйдет еще одна книга – «Огненный перст» – художественное сопровождение к первому тому.
Это сборник исторических повестей, действие которых происходит в то же время. И те читатели, кому совсем неинтересна история, может быть, заинтересуются историческими приключениями. И, чем черт не шутит, заглянут потом в исторический том. Я на это очень рассчитываю.
– «Младший брат» будет у каждого тома «ИРГ»?
– Да. Постепенно исторические повести будут складываться в мегасагу об истории одного русского рода, который живет здесь более тысячи лет и проходит вместе со страной через самые разные испытания. Я хочу показать историю не только с фактической, но и с человеческой точки зрения.
– Выходит, вы и впрямь покончите с детективами?
– Не сразу. Исторический проект – магистральный. Но, поскольку я хорошо себя знаю, планирую перерывы, в которые буду делать что-то другое. Иначе устану от однообразия. Сейчас, кстати, пишу повесть про Фандорина.
– Вы же вроде его убили в «Черном городе»...
– Разве? Не помню. Мне нужно написать еще две книги про него.
– Что значит «нужно»?
– Я обещал. Там должно быть 16 книг.
Источник: Собеседник
Комментариев нет:
Отправить комментарий