Борис Немцов: Путин боится ответить за войну с Украиной
Платой за Крым и "Новороссию" будут "тощие годы". Об альтернативе - Борис Немцов.
http://www.svoboda.org/media/video/26710154.html
Становится ли Владимир Путин пожизненным правителем России? Ведет ли Путин Россию в Китай через Крым и “Новороссию”?
53% против участия России в войне на территории Украины. Дает ли это шанс на изменение курса? Возможно ли теперь объединение оппозиции?
Обсуждаем последние интервью и выступления Владимира Путина.
В эфире программы "Лицом к событию" беседуем с сопредседателем Республиканской партии России - Партии народной свободы (ПАРНАС) Борисом Немцовым.
Ведет передачу Михаил Соколов.
Михаил Соколов: Сегодня в нашей московской студии сопредседатель Партии народной свободы, в просторечии ПАРНАС, Борис Немцов. Говорим на актуальные темы.
Ну что, Борис Ефимович, становится Владимир Путин вскоре пожизненным президентом или верховным правителем Российской Федерации? А то есть такая традиция: он довольно часто что-то отрицает, а потом так оно и случается.
Борис Немцов: Если вы имеете в виду его интервью ТАСС, то, по-моему, там сказано все внятно, четко и без всяких каких-то странных толкований. Будет сидеть до потери пульса. В 2018 году будет участвовать в выборах, хотя их выборами назвать нельзя, как вы понимаете, это какая-то клоунада, но, тем не менее, сказал, что в 2018 году будет в выборах участвовать. То есть сидеть минимум хочет до 2024 года, то есть еще 10 лет.
Михаил Соколов: Он сказал, что он подумает насчет 2018 года.
Борис Немцов: Это кокетство, это ерунда. Конечно, будет сидеть. Понимаете, если хотел бы внятно заявить, что уже хватит издеваться и над собой, и над страной, то, безусловно, сказал бы, что серьезно раздумываю, как уйти. Он этого ничего не сказал.
Михаил Соколов: Если сказать, он будет «хромой уткой», все засуетятся.
Борис Немцов: «Хромая утка» может быть в демократии, в авторитарной стране с зачищенной политической поляной, с отсутствием выборов, с отсутствием независимого телевидения и так далее никаких «хромых уток» быть не может. Очевидно совершенно, что будет сидеть. Причем есть аргументы абсолютно внятные. Главный аргумент — это личная свобода, за что Путин беспокоится, беспокоится за состояние своих друзей, за свое собственное состояние, боится сесть в тюрьму, боится ответить за Беслан, боится ответить за «Норд-Ост», боится ответить за «Курск», боится ответить за войну с Украиной и за всякие криминальные аферы, типа изъятия активов из «Газпрома», передача права экспорта нефти Тимченко, сказочное обогащение друзей из кооператива «Озеро», все стали миллиардерами вдруг, когда он стал президентом.
Поэтому Путин будет цепляться за власть до бесконечности — это совершенно для меня очевидно. Здоровье, конечно, может подкачать, все-таки человек не совсем молодой. В то же время рассказал, что с утра до вечера спортом занимается, следит за здоровьем.
Михаил Соколов: Да, с детьми некогда встретиться, которые здесь в Москве якобы.
Борис Немцов: Встретился вроде. Кстати, там есть такой интересный момент в этом интервью, я не знаю, Михаил, вы человек едкий и внимательный, там есть момент, что он в курсе, что многие обеспокоены не столько его физическим здоровьем, сколько психическим.
Михаил Соколов: А вы обеспокоены?
Борис Немцов: Мне порой кажется, что с психическим здоровьем есть крупные проблемы. Например, мы с вами год назад, люди достаточно информированные, не могли предположить, что с братским украинским народом будет война. Психически здоровый человек русских на украинцев натравливать вряд ли стал бы. Очевидно, есть какие-то аргументы, я понимаю, что этот аргумент очень простой, но в то же время все объясняющий.
Михаил Соколов: Цель же сохранение самого себя. Рейтинг был под 28% тех, кто хотел за него голосовать на следующих выборах, а теперь рейтинг, скажем округленно, 70%.
Борис Немцов: Я думаю, что если бы он сейчас стал расстреливать, просто расстреливать...
Михаил Соколов: То есть вы и это не исключаете?!
Борис Немцов: Я к рейтингу Путина вернусь. Если бы стал расстреливать людей или вешать на столбах, наверное, его рейтинг тоже бы вырос. Когда ты работаешь президентом, то какая-то степень ответственности за страну должна быть. Очевидно, что в истории Путин останется как человек, надолго поссоривший русский и украинский народы.
Михаил Соколов: А вам скажут: зато Путин завоевал для России Крым. Великая цель: отобрать у Украины Крым и вернуть его русскому народу.
Борис Немцов: Да, скажут, еще какое-то время будут говорить. Но когда выяснится, что вместе с отобранным Крымом пришли в Крым бесчисленные проблемы, выросли цены, безработица, доехать до Крыма невозможно, отдыхать там плохо и дорого…
Михаил Соколов: А русский народ любит страдать — это Достоевский рассказывал.
Борис Немцов: Я в курсе, да. Но страдание не может быть безграничным, особенно, если говорить об избалованном «тучными годами» русском народе.
Сейчас ведь что происходит? Путину сильно повезло, что цены на нефть выросли и по сути в течение последних 13-14 лет вся судьба и жизнь России зависела от дорогой нефти. И кстати, должен вам одну формулу сказать, которую не говорил ранее, но скажу: вообще в России все исчисляется нефтью. В России всегда месячная зарплата средняя равна 10 баррелям нефти.
Михаил Соколов: Это вы в долларах считаете?
Борис Немцов: Если, например, в 1990-е годы нефть стоила 10 долларов, когда я был министром топлива и энергетики, зарплата была 100, когда нефть стоила 100, зарплата приблизилась к 1000. Сейчас нефть стала съезжать, она стоит 80 и чуть ниже, зарплата тоже снижается где-то 800.
Михаил Соколов: У вас есть формула, как курс рубля считать?
Борис Немцов: Формулу могу сейчас рассказать. Я к тому, что повышение уровня жизни, с чем связывают доверие к Путину, всерьез связывают, к нему не имеет никакого отношения. Повышение уровня жизни людей при Путине никоим образом не зависит от того, кто президент.
Михаил Соколов: Категорически с вами не согласен. Вы все время боретесь с коррупцией путинского режима, называли разные примеры, как один украл, второй. А могли же больше украсть!
Если бы украли больше, жизненный уровень был бы меньше. Значит, все-таки что-то зависит от того, кто у власти, какие у него друзья.
Может быть, это не беспредельное воровство, а такое умеренное, по божески?
Борис Немцов: Что касается воровства, то тут опять-таки есть цифры. По уровню коррупции Россия в числе африканских стран, рядом с Нигерией находится, 137 место занимает. Господин Медведев, который премьер-министром работает, заявлял, что у нас около триллиона рублей теряется в результате коррупции на госзакупках. То есть мы эти цифры более-менее знаем.
Мы исходим из того, что уровень воровства может быть и меняется, но не радикально, он тоже связан с баррелями нефти. Например, я думаю, в баррелях нефти уровень воровства в 1990-е и при Путине примерно один и тот же. Но поскольку нефть тогда была дешевле, то, естественно, коррупция в долларах или рублях была намного ниже, чем сейчас.
Вся российская жизнь, курс рубля, экономика России, средняя заработная плата, средняя пенсия никакого отношения не имеют к правителю. Если бы сейчас был Ельцин президентом, а Путин в 1990-е был бы проклят, а Ельцин на коне, сейчас у нас «тощие годы» наступают. «Тощие годы» по двум причинам наступают. Первая причина — это снижение цены хотя 80 долларов — это довольно дорогая нефть, мы Россию сохранили при 10-15 долларах, при 80 они ГКО собираются запускать, занимать на внутреннем рынке.
Михаил Соколов: Но ГКО переименуют.
Борис Немцов: Естественно переименуют, чтобы не было ассоциаций с 1990-ми, с проклятыми. Но, тем не менее, смысл остается ровно в том же самом. Мы ГКО выпускали, когда нефть стоила 10-15 долларов, денег не хватало ни на что, а сейчас при 80 решили выпускать.
Таким образом, есть первая причина снижения цен на нефть — это объективно снижает долларовые доходы российского бюджета, снижает уровень жизни. Вторая причина — это агрессия и война, которая привела к санкциям и изоляции России. Эти две причины очень больно ударят по народу. На самом деле это уже видно. Сейчас виден кризис здравоохранения, этот кризис не только в Москве, по всей стране сокращаются расходы, в том числе в Ярославской области они сокращаются. Это кризис в образовании, это кризис инфраструктурный, то есть сокращение расходов на строительство дорог. Это кризис в социальной сфере, это сокращение социальных программ. Например, в Ярославле отменяется бесплатный проезд для многодетных семей или детские завтраки, которые были для учащихся начальных классов, они сейчас тоже отменяются.
Полный текст будет опубликован 26 ноября.
Комментариев нет:
Отправить комментарий