МАНИФЕСТ СВОБОДНОЙ РОССИИ

НОВОСТИ, МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ О СОБЫТИЯХ В СТРАНЕ И МИРЕ


Координационный Совет российской оппозиции

http://www.kso-russia.org/

Радио Свобода

Башкирское общественное движение "Кук буре"

Алексей Навальный

Партия ЯБЛОКО

Эхо России

Собеседник.ру

Горячие интервью | Эхо Москвы

Новости - Новая Газета

воскресенье, 1 мая 2016 г.

Почему День победы в Советском Союзе не праздновали с 1947 по 1965 год?


https://thequestion.ru/questions/5114/pochemu-den-pobedy-v-sovetskom-soyuze-ne-prazdnovali-s-1947-po-1965-god
Почему День победы в Советском Союзе не праздновали с 1947 по 1965 год?
Вопрос не только и не столько фактологический, сколько философский. Действительно, масштабы праздника 9 мая приобрел при Брежневе. Почему не было развернутых праздников ранее? Вероятно потому, что были слишком сильны воспоминания о том, чем война была на самом деле - об ужасе и мерзости, о смерти и еще раз о смерти, а вовсе не о славе русского оружия и той патоки с елеем, которые льются на нас в последнее время. Думаю и потому еще, что были живы и сильны люди, прошедшие через этот ад. Вряд ли бы они позволили превратить день скорби в PR-компанию власти и шабаш плохо образованной публики.
Зачем праздник понадобился Л.И. Брежневу? Многие политологи считают, что в этом для Брежнева был источник лигитимизации собственной власти. Для старых большивиков это было участие в Революции, а для родившихся после - участие в ВОВ.
Зачем праздник понадобился главам новой России? Боюсь ответ горек - потому, что лишь в прошлом, в войне они ищут платформу консолидации, то есть цементирующие ценности. Потому, что элита не справляется со своей основной задачей - формированием образа будущего. В этой ситуации эталонными становятся образы прошлого (оно же будущее), что мы и имеем: постоянный бой с врагом, танки на улицах городов (иногда глохнущие, что обнадеживает), мобилизация, как стиль жизни, жертва благосостоянием во имя статуса великой державы. Возникает только один вопрос: если люди готовы терпеть падение уровня жизни во имя химер, то почему они отказываются потерпеть реформенные трудности ради собственных детей и их благополучия?

Это, кстати, очень интересный момент, который далеко не всем известен, а точнее, многие о нем забыли, а многих из тех, кто тогда были взрослыми и были в курсе происходящего, уже нет с нами. Это поколение фронтовиков, а тем из них, кто сейчас жив, уже как минимум по 90 лет. Действительно, Сталин отменил празднование Дня Победы, и этот праздник не был введен и Хрущевым, а был введен только при Брежневе в 1965 году. А до того, в течение 20 лет, День Победы не праздновался, не был красным днем календаря. Конечно, ветераны встречались между собой, выпивали по сто грамм или больше, вспоминали каждый своё, кто с радостью, кто со слезами на глазах, но празднования как такового не было, к сожалению.
Сталин отменил День Победы, потому что он боялся фронтовиков. Фронтовики — это победители. Так же, как когда-то Николай боялся победителей Наполеона — это уже не была подчиненная ему масса, это были люди с духом победителей, люди уже не с рабской психологией. Точно так же Сталин боялся своих победителей — победителей Гитлера — потому что тот, кто победил в войне, уже не раб, у него есть чувство собственного достоинства, это человек, который прошел Европу, одолел страшного врага — и эти люди, на самом деле, были Сталину крайне неприятны. Это первая причина.
Вторая причина — он, глядя на себя в зеркало и вспоминая свои собственные действия, совершенные в период войны, сам понимал, что к нему есть очень много претензий, и понимал, что фронтовики могут ему эти претензии предъявить. Воспоминания о победе ему были приятны, но не воспоминания о первых годах войны, поскольку первые годы войны были катастрофичны для страны, катастрофичны для него, для руководителя этой страны, для верховного главнокомандующего: он допустил немцев до Волги, он допустил немцев до Москвы, и в Москве была страшная паника, и только то, что Япония не напала на нас со стороны Дальнего Востока, напав на Штаты, позволило переправить свежие дивизии с Дальнего Востока в Москву, и они здесь дали по зубам Гитлеру. А перед этим его сдерживали московские ополченцы, и это была очень тяжелая, крайне драматическая ситуация. И потом, уже после победы под Москвой, когда им овладела победная эйфория, он начал наступать, когда не имел на это права (и наши военачальники говорили ему об этом), и тогда были страшные поражения, котлы 1942 года, и немцы дошли до Сталинграда. У нас уже к концу 1941 года было около 3 миллионов пленных — катастрофа начала войны, в которой во многом был виноват Сталин. В том, что немцы напали неожиданно, он был виноват — ведь никаких неожиданностей не было, его предупреждали, и он должен был быть к этому готов, а он не был. То есть у фронтовиков к нему накопилась масса вопросов по войне, по нашим потерям — а уже тогда было ясно, что те цифры, которые он называет, являются ложными, и на самом деле погибло гораздо больше людей — и он это понимал, и эти фронтовики, которые собирались вместе, которые отмечали этот праздник, ему были неприятны, и праздник этот был ему неприятен — не его это был праздник, он не считал День Победы своим праздником. И не хотел его отмечать, слишком неприятны ему были воспоминания о первых годах войны, он боялся этих воспоминаний и боялся вопросов к нему. И последствий, которые могли наступить.
Его задачей было сделать так, чтобы все забыли поскорее, снова впряглись в работу, чтобы люди забыли о том, что они победители — никакие они не победители, они рабы! И пусть остаются рабами, и пусть забудут о своих победах. Он не хотел будоражить в людях память и поднимать в людях гордость за себя. Вот этого он не хотел. Его страх и желание иметь страну рабов перевешивали. 
Очень советую книгу Никулина "Воспоминания о войне". Там становится ясно почему. И автор про это говорит. Нечего праздновать в этой мясорубке с преступлениями, бессмысленными смертями и бросовым отношением генералов к человеческой жизни.
День Победы в эти годы, разумеется, праздновали: он оставался официальным праздничным днём, на 9 мая давались салюты, никто про праздник не забыл. Просто день был рабочим, выходным вновь его сделали только при Брежневе.
При всем уважении к Николаю Cванидзе и к устоявшейся версии "Сталин Победу запретил", однозначного (то есть подкрепленного документами и свидетельствами) ответа на вопрос - нет.
Начнем с того, что в 1945м году 9 мая все-таки было объявлено выходным днем. И три года подряд его праздновали. Только в 1947 году вышло постановление "считать день 9 мая - праздник победы на Германией - рабочим днем". Указ подписан в самом конце года, и не случайно: в пункте два того же документа нерабочим объявляют ... 1 января... да-да, Новый Год в те времена не был выходным, вот что сложно представить-то, неправда ли? )
Кстати, обратите внимание, на формулировку - победа "над Германией". Потому что в 1945 году был еще ... и второй день победы. 3 сентября, день капитуляции Японии, да. И он тоже был объявлен нерабочим. И тоже отменен - не как праздник, как выходной -в 1947 году.
Что из этого мы имеем? Изначально прятать День Победы никто не собирался. По крайней мере, до 1947 года. Случилось ли что-нибудь между 45м и 47м? Случилось. Многие маршалы-герои войны попали в опалу. Жукова услали в Одессу, Кузнецова разжаловали, Новикова чуть вообще не посадили. В этом смысле, версия о том, что Сталин параноил в отношении собственной победоносной гвардии - вполне оправдана.
Но имело ли это отношение к празднику Победы? Да, выходной отменили. Но праздновать - праздновали. И Кремлевский салют (а также салют в городах-героях) присутствовал. Единственное возможное свидетельство «понижения класса праздника»: в 1945-6 указы о салюте подписывал лично Сталин. А в 1947 – Булганин. Но указы-то эти адресованы войскам. И подписывал их Сталин от имени себя как «министра обороны». А в 1947м министром стал Булганин. При этом текст указов до смерти Сталина практически не менялись. Обязательно упоминался «героический советский народ, его доблестные вооруженные силы». Ну, конечно же «под руководством великого вождя/гениального товарища Сталина». И все же, заметим, «народ и армия»  шли на первом месте.
А вот в 1953 году, тот же Булганин пишет: «Одержав под руководством нашей славной Коммунистической партии эту всемирно-историческую победу, советский народ и его Вооружённые Силы отстояли честь и независимость своей социалистической Родины и избавили народы Европы от фашистского рабства». Ага, Сталин всего два месяца как помер, а уже не он, а Компартия – главный организатор и вдохновитель побед. Причем заметьте, в этом обращении КПСС стоит раньше народа.
И вот в таком духе все продолжалось до 1965 года. Если Победа и правда была сознательно «украдена» Сталиным, о чем наверняка должно было знать его окружение, что мешало «реабилитровать» ее на 10 годовщину? Ну ладно, на 15ю годовщину, в 1960м, когда уже и Доклад о культе личности  был, и амнистии с реабилитациями вовсю шли?
Мне кажется, ответ стоит искать не в действиях Сталина и его наследников, а в нас самих, в нашем восприятии этого праздника. Потому что это для нас Победа превратилась в событие эпохального масштаба, на грани истории и религии. А вот была ли она такой для жителей (да и для вождей) СССР в 1945 году? Ведь война шла целых 4 года. Стала будничным явлением, фактически частью жизни. «Жители древней Греции не догадывались, что живут в древней Греции». Вот и для жителей СССР война была не учебником истории, не подвигом, а страницей жизни, которую они писали своим потом и кровью. И победа стала не монументом, не точкой, после которой можно садится на табуретку и до конца жизни праздновать. А – запятой, перевернутой страницей жизни – страницы очень важной, но не единственной. «С войной покончили мы счеты, бери шинель - пошли домой,» - это ведь написал фронтовик Окуджава.
И уж точно 9 мая вряд ли воспринимались всеми миллионами фронтовиков как тот самый единственный день, который «приближали как могли». Ведь 9е мая - день формальной капитуляции Германии. Но в Берлине основные бои закончились еще за неделю. А Прагу взяли, наоборот, позже. И не забывайте, потом еще была совершенно забытая ныне победа над Японией. Да и парад 9 мая, который теперь кажется нам таким самоочевидным, в 1945 году был, правильно, 24 июня. А потом его вообще не было, потому что парадом в СССР отмечали 7 ноября.  В общем, у каждого была своего «победа».
А вот 1965 год был идеальной датой для «унификации победы». Солидная «круглая дата». Выросло поколение тех, кто не видел войну. А те, кто лично участвовал, стали подзабывать «живые» подробности. Маршалы победы постарели, вышли на пенсию, в политической жизни не участвовали, зато представляли из себя идеальные модели для «живых памятников». И, конечно же, с высот 20 лет мирной жизни стало особенно очевидно, какой нереальный подвиг и жертва была эта война
Ну и Генсек был, любящий масштабные мероприятия, куда же без политической воли.
Вот именно тогда всю Победу и всю войну со ее 1418 днями, всеми жертвами и триумфами, навсегда привязали праздничной лентой к одной, наиболее очевидной дате, добавили парад, украсили монументами, присыпали встречами с ветеранами и торжественными вечерами… так и получился культ «9 мая- Дня Победы».
Так часто бывает с победами: масштаб празднований растет по мере удаления от исторического события. 100- летие войны 1812 года праздновали с имперским размахом, невиданным ни на одну другую годовщину. Битву Невского на Чудском озере вспомнили при Петре Первом, а потом еще раз при Сталине.
И чем больше и масштабнее отмечаются праздники, тем больше современникам кажется, что «по-другому и быть не могло». Помните, в фильме «В бой идут одни старики», герой Быкова говорит: «Вот в Берлине, где-нибудь на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: «Развалинами Рейхстага удовлетворен». Мог ли, на самом деле, командир эскадрильи в 1943 году предполагать, что финальным эпизодом войны станет  именно штурм Рейхстага? Да и было ли для него здание немецкого Парламента главным символом врага? Нет, конечно. Культовым Рейхстаг стал стихийно, и даже не в мае 45го когда его брали, а потом расписывали, а уже значительно позже, когда этот образ был растиражирован в мемуарах и в кино.
Вот и с Победой так же, мы привыкли поклоняться ей, и поклоняться именно 9 мая, по строго описанному ритуалу… и не можем понять, как же могло быть по-другому. Но это, может, и правильно. Ведь как писал Рождественский «это нужно не мертвым, это нужно живым».
Если говорить сухим штабным языком, то цели с которыми СССР вступал во ВМВ достигнуты не были. Поэтому разгром фашистской Германии в коалиции с войсками Североатлантического блока победой в войне всетаки назвать было нельзя. Слишком велики были потери и уступки союзникам. Та же Финляндия на которую СССР напал в самом начале войны и устроившая блокаду Ленинграда осталась непобеждённый (у них кажется до сих пор свастики рисуют на самолётах ВВС). 
Потребовалось время и некоторое иное обоснование, отличное от революционно коммунистического, чтобы истолковать катастрофу постигшую СССР во ВМВ как победу в ВОВ. 
1). 
Исходя из доступных материалов, мне видится, что вопрос скорее стоит переформулировать как "почему возобновили празднование Дня Победы с 1961 года на государственном уровне?", ибо нормой скорее было отсутствие интереса государства к этой практике в послевоенный период.
В исследовании Дарьи Димке (магистр антропологии, н.с. исследовательского центра «Res Publica» в Санкт-Петербурге), доступном по ссылке http://postnauka.ru/longreads/43232, приводится ряд воспоминаний и ссылок на исследования той эпохи.
Активность по установке памятников и сбору информации о героях, военных событиях осуществлялась группами энтузиастов, в том числе коммунарами (представителями Коммуны юных фрунзенцев) и движением красных следопытов:
"Установку памятников героям войны государство в начале 1960-х годов практически не финансировало. Памятники, конечно, появлялись, но это были самодельные кенотафы, которые устанавливали местные жители на коллективно собранные средства. День начала войны, а не День Победы в качестве даты для установки памятника был выбран коммунарами не случайно. Памятник, поставленный ими, был памятником боли, потерям и утратам, которые не восполняла и не могла восполнить победа."
2).
Существует предположение, что инициатива по отмене празднования Дна Победы исходила от Сталина, для которого послевоенная популярность маршала Г. К. Жукова и его окружения была актуальной политической угрозой. Именно в этом контексте развивались процессы: "дело авиаторов" и "трофейное дело".
С экономической точки зрения, акцент делался на восстановлении страны, и выделять средства на парады и дополнительный выходной день было нецелесообразным. Как тут не вспомнить, что восстановление праздника произошло уже при Брежневе на фоне увеличения экспорта нефти из Сибири и роста капиталовложений в инфраструктуру и строительство.
Важный момент: с приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с "инакомыслием", см. процесс Синявского — Даниэля (1965), события в Чехословакии (1968) и т.д., т.е. налицо становление процессов внутреннего идеологического контроля, и, возможно, именно это является внутриполитической (политтехнологической?) причиной восстановления праздника. Таким образом, государство в начале 1960-х осуществило удачную попытку перехвата инициативы по контролю над ритуалами военной памяти у завядающих к тому времени коммун и групп активистов.
Какими метриками пользовались соответствующие отделы для оценки эффективности выделения средств по данной бюджетной статье, к сожалению, неизвестно.
Это как раз вопрос фактологический! Не праздновать надо было, а восстанавливать страну - это раз. А два, это то, что американцы в 45 году уже сбросили атомные бомбы на Японию, а у нас только в 1950 ом было заявлено о создании атомной бомбы и предстояло ещё сравнятся по их количеству с американцами. И в космос атомные бомбы мы смогли поднять не раньше 1961 года. И, примерно, к 1965 году, СССР по военной мощи сравнялся с США. Вот поэтому можно было уже немного расслабиться и начать праздновать свою Победу.
Расставляя оценки Сталину , Хрущеву и Брежневу не забудьте: Два первых потеряли своих сыновей на той войне а последний сам участвовал - и трусом не был.
Чтоб оченить их поступки нужно побывать в их шкуре, потерять , допустим, сына в концлагере замученным.
И понять - для большинства фронтовиков День Победы конечно был чертой войны, но у большинства были свои личные , собственные моменты, никак с 9мая не связанные.
Девятое мая - это ж идеология😉
Говоря же о любви нашей власти к фронтовикам далеко то заходить не надо - что гадать кого боялся Сталин?
Кого бриться нынешняя посконнопатриотическая власть , ненавидя тех кто за нее воевал?
Это еще одна "темная страница" советской истории. Может в архивах Президента РФ есть ответ на этот вопрос. А может просто поговорить с ветеранами ВОВ? Может они еще помнят.
-6
0

Комментариев нет:

Отправить комментарий