Татьяна Журидова. ЗАЧЕМ ВРЕТЕ?
Женщина! Вы - русская? Подпишите петицию!
Он стоял посреди привокзальной площади в Риге. Один. Вокруг него никого не было. Рядом на маленьком складном столике стоял флажок Российской Федерации и табличка: «Русская община Латвии».
- Что? Какую петицию? - не поняла я.
- Мы собираем подписи. Против притеснения русских в Латвии. Вы же - русская? - опять с надеждой спросил он.
- Да, русская, - ответила я. - И что?
- Ну, вас же латыши притесняют?
- Меня - нет.
- Как это - «нет»! - возмутился мужчина. - Вам же по-русски говорить не дают?!
- Дают, - пожала я плечами, - говорю, сколько хочу.
- Ну, вас же латышский язык учить заставляют?
- Меня? Нет, никто не заставляет.
- А других заставляют! - возразил мужчина.
- Разве? - удивилась я. - Не слышала, правда. Никто из знакомых не жаловался. Несколько человек, знаю, пошли на курсы латышского. Сами пошли, сами ходят. Курсы бесплатные, - добавила я, вспомнив.
- Ну, вот видите! И детей в школах заставляют латышский язык учить - ущемляют права русских в Латвии!
- Нет, не заставляют. Они сами учат. И не трудно им. Наоборот, рады теперь, что всех ребят во дворе понимать стали, могут теперь играть вместе! А раньше то, что латышские дети говорят, не понимали.
- Ну, вот родители жалуются, что слишком много латышского языка в школах...
- Нет, вы все перепутали! - возразила я. - Родители жалуются, что недостаточно латышского в школах, - пыталась я ему обьяснить то, что знала, в чем была уверена, - боятся того, что дети не смогут конкурировать наравне с латышскими детьми при поступлении в ЛГУ в Риге (Латышский государственный университет). У нас в школе родители просили директора добавить уроки латышского - скоро экзамены. А недавно приглашали студентов-латышей из педуниверситета приходить на переменках в школу и разговаривать с детьми по-латышски, чтобы разговорный подтянуть!
- А вы из какого города приехали? - подозрительно спросил мужчина.
- Из Даугавпилса, - ответила я.
- Ну, вот, вот, - подхватил мужчина. - Самый русскоязычный город. Вы - русская, знаете проблемы русских в Латвии. Знаете, как нас здесь унижают!
Чтобы работать, надо латышский знать!
- А в России, чтобы работать, русский знать не надо? Там все по-французски говорят? Или по-итальянски?
- Вот вы шутите! Подпишите петицию в защиту русских, вот здесь, - совал он мне в руку ручку и показывал на пустую строку. На листке уже было несколько фамилий и подписей.
Вокруг него было все также пусто. Проходящий мимо мужчина посмотрел на меня с осуждением.
- Но ведь вы же сами знаете, что не ущемляют права русских в Латвии, - сказала я укоризненно, - зачем же людей заставляете? Зачем подписывать то, чего нет?! И, надо же, несколько человек подписали?! - удивилась я. - И чем это их интересно здесь, в Латвии ущемили, а? Тем, что латыши по-латышски теперь говорить начали, а раньше боялись под страхом увольнения с работы?
- Что?!!
- А вы, будто, не знаете! При Советской Латвии им запрещали на работе говорить по-латышски! И школ латышских почти не было, одна у нас в Даугавпилсе была на весь город.
- Да, хоры же были! - вскричал мужчина. - Хоровое пение на латышском! И даже смотры хоров устраивали!
- Знаю, гоняли в школе на хор: «Кур ту теци, кур ту теци, гайлити манс?»(Куда бежишь, куда бежишь, мой петушок?»). И это все, что мы знали о латышской культуре! А у них такие сказки прекрасные, добрые! Вы читали когда-нибудь?
- Что? У латышей сказки есть? - удивился он.
- Да! Сказки! Изумительные! Самобытные! Я сейчас зачитываюсь! От нас всю жизнь скрывали! Нам, русским, говорили, что латыши - отсталый народ, бескультурный и неразвитый! А культуру латышскую скрывали! И все время лгали! Что только мы, русские, им культуру принесли! А мы, дураки, верили. Знаете, какие у них сказки?! И стихи, и песни!
- У нас, русских, тоже сказки есть...
- Есть. И хорошие, но не такие добрые, как у латышей, не такие сердечные. Конечно, они - очень миролюбивый народ. Вот почему вам, с вашей огромной армией удалось их захватить. А с вашей постоянной ложью удавалось всех нас так долго морочить. Но ваше время прошло! Слава богу, прошло! И все встало на свои места.
Он молчал.
- А вы тут врете! - продолжала я, с досадой. - Притесняют вас! Вон, стоите здесь, и никто вас не трогает! Попробовали бы латыши при Советской Латвии вот так стать - небось, и минуты бы не простояли! Притесняют вас! - в сердцах повторила я, посмотрела на него презрительно: - Не стыдно лгать?
И пошла прочь.
А он так и остался стоять один на привокзальной площади в Риге. А люди шли мимо него с поезда - на поезд... Все проходили мимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий